Як-12: история самоделки

В Батагае работал пилотом один мужичок. Появилась у него когда-то, уж не знаю как, мечта — сделать себе небольшой самолет. Но с самоделками в России всегда сложностей хватало. Да и не только технический или творческий аспекты его больше волновали-интересовали, а сам факт обладания воздушным транспортным средством. Потому как, помимо удовольствия от самого самолета есть и практический смысл. Как-то охота-рыбалка. Ну и еще, наверное что-то… Вот поприкидывал он варианты и решил, что лучше Як-12 ему ничего не придумать. Задумка давно была, с “летного детства”. Ну вот и начал он разведывать: где что валяется из побитого, да кто когда чего со складов “унес”, когда Як-12 по всему Аэрофлоту списали одним приказом.

К вопросу » А с чего вдруг?». Началось это исследование с обсуждения значения слова, названия села Сайдыы. Я привел такой, вроде бы, малозначимый факт:
«Кстати в Магане арестованный самолет стоял, Як-12, практически самоделка из Батагая… Так у него на борту написано было “САЙДЫЫ”…»
Александр отреагировал:
«Сергей привет! Что значит арестованный и самоделка???»
Теперь по сути вопроса.

В «городе-герое» Батагае, если мне не изменяет память, работал пилотом один мужичок. Фамилию не помню, к сожалению. Да и мало его знал, разговаривали пару раз в Магане… Как раз во время, когда он был вроде как арестован… Так вот, появилась у него когда-то уж не знаю как, мечта — “сделать” себе небольшой самолет. Но с самоделками в России всегда сложностей хватало… Да и не только технический или творческий аспекты его больше волновали-интересовали, как я понимаю, а сам факт обладания воздушным транспортным средством. Потому как, помимо удовольствия от самого самолета есть и практический смысл. Как-то охота-рыбалка. Ну и еще, наверное что-то… Вот поприкидывал он варианты и решил, что лучше Як-12 ему, пожалуй ничего не придумать. Задумка-то давно была, с “летного детства”, вроде. Ну вот и начал он разведывать где что валяется из побитого, да кто-когда чего со складов “унес”, когда Як-12 по всему Аэрофлоту списали одним приказом…

ЯК-12. Фотография РИА "Новости"

Я-то этот самолет в Аэрофлоте уже не застал. В 71-ом году их, как мне говорили, в Магане бульдозером переехали по хвостам, а все железо со складов, что для Як-12 было приготовлено, в металлолом отправить.Включая и новенькие, в масле и бумаге двигатели М-5 (вроде бы). И такое по всему Союзу, говорят, творилось. Мне это мой первый командир Кабанов Сергей Михайлович, рассказывал. Он на Яке в Молдавии летал и в Якутии… В том же Хандыге, кстати, до того как на Ан-2, а потом на Як-40 ушел… (Позже вернулся на Ан-2, что бы перейти на Ми-8, на котором в Нерюгри в 2001 году и погиб. Земля ему пухом. Пилот был — от бога!)

Ну так вот. Ясно же, что у народа сердце кровью при виде этой бесхозяйственности обливалось… Ну и кто что мог, припрятал для себя.. Ну, типа на аэросани и т.д. Вот и понаходил тот парень батагайский энное количество деталей всяких… Понасобирал битые, что в изобилии по лесам, тундре да горам разбросаны были…

Ну вот. Наверное, уже понятно, почему “самоделка”. Что, где нашел, причем не только от Яка, из того с группой единомышленников и собрал самолет Як-12. Даже приезжали к нему по вызову ребята с института какого-то, которые имели право провести дефектоскопию… Парень рассказывал, что они ему все трубы и болты проверили… И никакие штучки типа “пойдем, посидим, примем по 5 капель” не проходили. Обошелся этот ему аппарат в полтинник, когда Волга что-то в районе 15 (по его словам)стоила. Ну и началась эксплуатация.

Местные пилоты его партизаном звали… Официально он летать на нем мог только в специально отведенной зоне… А зоны такой не отвели еще… Вот молчком, пользуясь попустительством и добрым к нему расположением и подлетывал… Мне один вертолетчик рассказал, что встретил его как-то на одном тамошнем озере… Смотрю, говорит, из-за сопочки вываливается.. Кружок, как положено, сделал и на посадку… А интересно же смотреть на то, чего давно уже нету… :-)

Вот так он свой самолет и эксплуатировал, пока наша доблестная и бдительная воздушная инспекция его не отловила. И не дала указание прибыть в Маган. Долго с ним чего-то решали… Потом президент Николаев к нему какой-то интерес проявил… Наверное с той же целью, рыбалки и охоты… Вот тогда и появилась надпись САЙДЫЫ на борту. Не меньше месяца он в Магане на стоянке стоял.

Аж жалко его было. А чем все закончилось, не знаю. Закончилась моя командировка и я улетел. Как там он вывернулся, да и вывернулся ли, дай ему бог, снимаю перед ним шляпу… Пробовал ребят расспрашивать, но как-то все тихо прошло… Так больше ничего и не узнал…

Знаю только, что еще один любитель был в Сангарах.. Тот Р-5 строил… Чем закончилось не в курсе.

Так вот, Александр, про самолет далее. Кое-что удалось у людей узнать… Спасибо ребятам с Батагайского форума!
Главный герой в этом деле, оказывается,  был вовсе не пилот.  Шевченко Николай, по образованию инженер АТБ. До Батагая он работал в Верхоянске. Еще там работая собрал самолет маленький «Сова».  Крылья у него были сделаны из элеронов самолета Ан-2. Правда, для увеличения площади за счет увеличения хорды крыла, были добавлены деревянные нервюры.. Двигатель от снегохода «Буран». Из авионики в кабине самый минимум, самое необходимое. Из самых дороги частей — радиостанция.

Перебравшись в Батагай, почти сразу начал заниматься строительством Як-12. Здесь мнения его соратников по строительству, а моих по переписке, немного расходятся…

Но сути особенно не меняет… Одни говорят, что самолет восстановлен, другие подтверждают, что детали к нему собирались везде, где можно и нельзя… И что многие части взяты, в частности от Ми-8, Ми-2 и т.д. Главное — построили. А пока строили, Николай продолжал свои полеты на «Сове». Летали, естественно, не с основной полосы, а с «сульфитки». Так они называли местечко в Батагае под сопкой, где имелись отвалы кассетеритного песка. Немного прикатали. Длина полосы метров 250. В один из дней, когда один из соратников с зятем Шевченко установили на самолет новый винт, Шевченко при выполнении виража не справился с управлением, из виража не вышел, самолет свалился на крыло и так  проскользил пока не упал. Получил кучу повреждений и переломов. Самолет к моменту приезда комиссии почти весь растащили, спасли только радиостанцию. А Шевченко угодил в больницу. И на 2 месяца строительство приостановилось.

Здесь я маленько процитирую несколько писем «Як-12 собирался из всего что находили.Учавствовали тогдашний гл. инженер АТБ(впоследствии начальник) Митанов Иван Иванович, Покорский Станислав с базы ЭРТОС,с летного отряда (уже в полетах) Юра Соколов. И еще многие помогали.В общем то родной была только рама, и то части которых не хватало, варили из каких-то  тяг, найденных на складе ОМТС. Там кажется были хромансилевые трубки. Я сам АиРЭО , поэтому в механических вещах не очень разбираюсь. Двигатель родной.Кстати, хорошо работал и на 76 бензине.Топливомер тоже родной( стеклянные трубочки уровня в кабине).Запуск двигателя сжатым воздухом (так же как и было на Як-12?) Ручки действительно были от Ми-8.Две, так как самолет задумывался кау учебный. И бак расходный  резиновый.Ставили еще дополнительный бак, из стеклопластика, сами делали.Механизм управления закрылками вроде от АН-2, указатель тоже. Многое уже забылось…  Оборудования было минимум.

Обычное СПУ,УКВ «Бриз», как самая маленькая.Из  приборов КРД необходимый минимум(тахометр,давление топлива, масла, ТЦТ).Хорошо помню, что створки двигателя упралялись винтом, типа как Сессне. Авиагоризонт, ЭУП-53, КИ-13,АРК-9.»
«От тех времен дома еще валяется тетрадка с ТТД и выписками из РЛЭ Як-12.

На тот Як-12 что в Томпо мы летали, смотрели.Потом вроде еще раз были там, без меня, что-то поснимали. Еще нашли МИ-2, не помню место где. Его тоже притащили, на подвеске, на запчасти. Там вроде кое-что подходило.

Какое-то время было все нормально. Николай в совхозе подрабатывал, грузы возил. Пробовали даже волков стрелять. На рыбалку летали. Садились на галечные косы. Потихоньку учились в Батагае, при возможности. Там около поселка были отвалы от старой фабрики по добыче олова. Практически идеальная поверхность из хорошо слежавшегося кассетеритного песка. Немного еще укатали, получилась приличная полоса, метров 250. Это в 3-4 километрах от ВПП Батагая, но на сто метров ниже, под сопкой. Я тогда часов 30 налетал.

Потом , может и ни Николаев, но кто-то в правительстве этим делом заинтересовался.Была идея о малой , административной авиации. Да, обещали помощь. Мы с Колей вдвоем, в марте месяце, сделали попытку перелететь в Якутск.Прогноз был нормальный. До предгорий долетели спокойно.В деревушке подсели, заправились(брали с собой в канистрах).Но на перевале попали в молоко, потеряли ориентировку.Бензин был на исходе. Пришлось садиться на речку(были на лыжах). Подзаправились остатками(оказалось что заправщик еще и не долил). Двигатель не подвел, запустился нормально( были около -40). Взлетели , по речке сориетировались.Двинулись обратно. Когда связь появилась, оказалось что Батагай закрылся.Уже темнело. Двинули на Верхоянск. Была у Николая одна черта, пиборам не очень верил. АРК показывает в одну сторону, а он говорит, нет, я места знаю, нам не туда. В итоге еще полчасика поплутали :-). Короче говоря, добрались до Верхоянска, сели.В трубках топливомера уже ничего не плескалось…

Потом позже, уже когда стало потеплее, он перелетел в Якутск. Видимо тогда Вы его и встретили.

Что там дальше получилось. не в курсе. Но помощи особой не оказали. И Николай  опять к какому-то совхоз привязался, как уж там все оформлено было, не знаю. Летал там. Где-то в наслеге, женщина попала под винт. На этом полеты закончились. Я к тому времени уже ушел с отряда, связь потерял со всеми. Николая кажется осудили, и он какое-то время провел в колонии.Потом как-то,я его встретил в Якутске, но он куда-то торопился,вроде опять по авиационным делам, толком не поговорили. Недавно прочитал на батагайском сайте, что Шевченко умер.

Если есть желание, могу еще порасспрашивать ребят.Может кто что еще вспомнит. Может если что-то конкретное спросите, сам еще что-нибудь вспомню»

«Да, в основном на Як12 летал Шевченко. Як действительно собрали из разных частей. Помню как мы долго отдирали
масляную краску с предкрылков. Летали по всему Верхоянью и зимой в -40 и летом. После этого Яка начали восстанавливать другой. Уже был каркас фюзеляжа и двигатель. Но в начале 90-х Шевченко разбился на самодельном самолете и несколько лет не летал. А когда начал летать наша компания уже разошлась и я уже был далеко от БАТАГАя. Слышал потом, что под винт Яка попала одна женщина и из-за этого у него снова был перерыв в полетах. Дальше я о нем ничего не слышал и не знаю.
Год назад только узнал что он умер. Как? Не знаю.»

«Да, в Батагае у ГСМ еще была полоса, её Сульфиткой называли. А зимой на озеро посередине Батагая садились на лыжах. Был кстати случай с ним (он рассказывал), над Батагаем мотор встал у Яка. Про Сову мало знаю я на ней и не летал. У неё крылья сделаны были из какой-то части Ан2 с добавлением деревянных нервюр для увеличения хорды крыла. Мотор действительно был от Бурана. Мы в тот день с его зятем Сове новый винт ставили, большего диаметра. Шевченко сделал на нем пару кругов и на одном из вираже свалился на крыло. Выровнять не успел и так упал. Мотор аж под фюзеляж загнуло. Штурвал его сильно ударил в грудь. Также сломал ногу. Пока мы добежали через лес до самолета, подъехал народ на машинах.»

«Опять же, не помню, в каком году, в Якутске встретился с мужиком который в свое время летал на Як-12.
Как зовут уже не помню. Много что интересного порассказывал. В том числе и про посадку на «парашютировании» на Як-12. Мы потом попробовали, получается! Наверное хулиганство, но пробовали в пикировании разгонять. Хотелось знать, сколько можно максимум разогнаться. Больше 165-170, кажется, не получилось. Видимо уже аэродинамика не позволяет. :-).
Пилотов больше не было. Шевчен,ко как я знаю еще в Верхоянске кто-то учил, ну и сам. Он вообще был мужик талантливый. Кроме самолетов еще и вездеходы делал, и другую механику.

Потом он меня учил. Хотя с ним было тяжело. Боялся он отдать управление полностью. Поэтому почувствовать машину было сложновато.Через это, один раз даже вылетели на боковую полосу безопасности. Садился я, а он корректировал. С левого кресла вид немного отличается , чем с правого, вот ему и показалось что я слишком вправо беру. Он стал  перетягивать на свою сторону. В итоге, влево и выкатились. Но без всяких последствий. Вот с Юрой Соколовым было лучше. Он меня потом и на Ан-2 немного подучил.

Насчет лихого полета, да… :-)  А было это, наверное, в тот же год когда вы с ним в Якутске встречались.

Во ФЛА уйти получилось. По крайней мере документально. Бортовой номер был ФЛА-шный.И документы. Шевченко любительские права получил. И те кто учавствовал в этом деле с Як-12 тоже налетывали на эти права. Там, кажется, надо было около 40 часов . Но до конца никто так и не дошел. В связи с перебазированием в Якутск и дальнейшими событиями.»

«Та полоса находилась на северо-востоке Батагая, возле баков. Существует ли она сейчас, не знаю. Вроде он вскоре запустил двигатель над Батагаем, подробности почему-то не спрашивал. Винт сами делали из дерева. Видимо из-за того что он был большего диаметра, и то что тогда дул ветер, он и свалился во время виража. Сову потом растащили. Самое дорогое мы сразу унесли — радиостанцию. А до приезда комиссии уже мало что осталось.

Упал он примерно здесь — широта  67°38’49.41″С, долгота — 134°42’38.60″В
А Сульфитка где-то здесь —  67°40’16.46″С, 134°39’41.99″В »

Вот, Александр, пока все, что мне написали. Если будет что-то еще и сохранится интерес, напишу.

Як-12: история самоделки: 15 комментариев

  1. В 90-Е ГОДЫ БЫЛ ЗНАКОМ С ШЕВЧЕНКО, Я ТОГДА УЖЕ СВОЙ як-12 ВОССТАНАВЛИВАЛ, ОТДАЛ ЕМУ ЛЫЖИ, ОН ОЧЕНЬ ИХ ХОТЕЛ, ВИНТ, ЕЩЁ КУЧУ ВСЯКОЙ МЕЛОЧИ,ЗНАЛ ТОЛЬКО ,ЧТО САМОЛЁТ ЛЕТАЕТ, СПАСИБО ЗА ПОДРОБНОСТИ
    У МЕНЯ УЖЕ ТРИ ГОДА КАК ЛЕТАЕТ МОЙ ВОССТАНОВЛЕННЫЙ,20ЛЕТ ЕМУ ПОСВЯТИЛ, РАЗОБРАЛ ДО ВИНТИКА,ТЕПЕРЬ В ИДЕАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ЛЕТАЮ В АЭРОКЛУБЕ, ТАСКАЮ ПЛАНЕРА, ХОРОШИЙ САМОЛЁТ

    1. Ну, молодец, Виктор! И за мечту.. И за выход с инфой здесь.. Здорово! А может и фоты есть? Хорошо бы…

  2. Точно ,у нос они в ящиках заводских стояли ,
    когда списали народ все коленки протер ,просили продать ,где там ,НИЗЯ ,и на свалку,оставалось только напиться.
    На 407 ГА работал ,сколько добра на «кладбище» выбрасывали ,а вокруг проволока ,собаки. А там АН10 ,ИЛ14 даже ЯК40 были ,про ТУ124 вообще молчу, НИЗЯ !

  3. Да,бардак был и будет в нашей стране вечно.Тесть покойный еще рассказывал,заняли немецкий аэродром вблизи авиазавода,так более сотни Юнкерсов новых танками подавили.Или вот у нас в авиамастерских,прекратили ремонт ил-14 и 11 новых двигателей аш-82фн в заводских ящиках на металлом выбросили.Уговаривал гл.инженера,продать по цене металла со справкой-напрасно.Сейчас такой мотор ищут за 10-15 штук зеленых.

    1. Ну, вот такая система хозяйствования была… Это же, не дай боже, кому-то пригодится! А вдруг, он с этого еще что-то поимеет и станет богаче?! А вдруг еще и «нетрудовые доходы» у него появятся!?! Разве же можно советскому человеку?! А для чего же тогда система распределения материальных благ?! А как же быть с потреблением этих самых материальных благ через своих представителей?! То бишь, через депутатов и административный аппарат! Нет уж, лучше под молот, в печку… Если не сгниет…

  4. Вот это прочёл:

    «В 71-ом году их, как мне говорили, в Магане бульдозером переехали по хвостам, а все железо со складов, что для Як-12 было приготовлено, в металлолом отправить.Включая и новенькие, в масле и бумаге двигатели М-5 (вроде бы). И такое по всему Союзу, говорят, творилось.»

    и вспомнил вот эту историю:

    «Есть в Амурской области два населенных пункта, которые имеют названия Магдагачи и Могочи. Так вот, был в Магдагачи вертолетный полк. И тут в период всеобщего развала и сокращения армии приходит кодограмма — полк расформировать. Сказано — сделано. Солдат распределили по другим частям, офицеров тоже, кто выслужил свое — на пенсию, казармы сравняли с землей, все, что плохо лежало — рас…дили, вертолеты перегнали. И тут приходит еще одна кодограмма — ошибочка вышла, оказывается, полк надо было расформировывать в Могочи (там тоже был вертолетный полк)».

    Отрывок из повести «Бортжурнал No.57-22-10»
    http://artofwar.ru/f/frolow_i_a/text_0130.shtml

    1. Да… У нас — как у нас! Что тут еще скажешь!
      Как «какой-то гад в автобусе говорил» :-) «не ту страну Гондурасом назвали»!
      А сколько Анекдотов раньше на эту тему было!?!
      Особенно армейских. «здесь вам не тут», стой там -иди сюда» и т.д. Уже и анекдоты позабылись и выражения из них так и живут…

  5. Сергей спасибо за информацию
    Очень интересно!
    Над Якутией на самодельном практически самолете…
    Здорово

    1. Так я и сам этим ребятам завидовал. Еще в начале «взрослой жизни» жалел, что не будет у меня такой первой ступеньки в небо, как у моих командиров… Я к тому моменту уже прочитал «Вам взлет», «Взлет разрешаю», «Пилот первого класса». Так, почему-то под разными названиями печаталась в разных журналах эта повесть. Классная, надо сказать. Если не попадалась, очень рекомендую.
      Да, написал, отправил письмо отцу. Хочу надеяться, что не попадет куда-нибудь в фильтры… Если возможно, проверь?

  6. Сергей, а ты ещё раньше об этом самолёте что-то писал в комментариях или я ошибаюсь? Если писал — давай тоже добавим, что бы история максимально полной получилась. То есть, с того момента, откуда ты это узнал.

    1. Вот не знаю… Я упомянул по случаю.. Алекс поинтересовался… Я ответил… Поищу где это… А не получится, что как-то восе с бухты-барахты?

      1. Не получится. Поправим. Материал именно своей эксклюзивностью интересен. Мало того что самолёт был построен… мало того, что он летал ещё как-то… так он ещё летал в минус 40! Классика колымских небылиц.

        1. Да. Классика, действительно.
          Кстати, с фотками, да картинками уже и в самом деле краше стало.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.