Было очень страшно …

Благодаря нашему земляку, Андрею Барамыгину, в распоряжении редакции сайта оказался интересный текст. 13 января этого года, в газете «Якутск Вечерний» вышла статья Ксении Эверест о лётном происшествии восьмилетней давности. История, в принципе, почти обыкновенная для Крайнего Севера. Вызывает удивление лишь тот факт, что все … впрочем, сохраним интригу и обратимся к оригиналу публикации.

Эта история случилась 23 апреля, в 2001 году. В тот далекий весенний день пассажиры, вылетевшие из Кобяй в поселок Сангары, не могли представить, чем закончится их полет. Самолет АН-2, едва взлетев из Кобяй, пролетев несколько метров, упал наземь.

Во время удара, самолет перевернуло на 360 градусов. Удар был настолько силен, что отлетели крылья, а самолет загорелся, и через несколько минут взорвался. К счастью, все пассажиры и экипаж остались живы, отделавшись травмами различной степени тяжести. Этот случай до сих на устах жителей села Кобяй, а всё потому что подвиг героя-спасателя Матвея Матвеевича Попова остался неизвестным, а значит не поощренным.

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

Сегодня неизвестный герой Матвей Матвеевич после развала совхоза трудится в своем частном хозяйстве. Вот что он вспоминает о том, злополучном дне:

— Давно это было. Лет семь прошло. Но до сих всё перед глазами. Такое не забудешь. Санрейсом должен был лететь в больницу поселка Сангар на операцию аппендицита. Взлетная площадка находится на краю села, самолет не успел даже скрыться за горизонт, как стал падать прямо на деревья.

Было очень страшно, настолько быстро всё происходило… Успели только испугаться, а дальше… не помню…

После крушения, оказывается я стою у люка самолета, вижу стоят две женщины в таком же шоковом состоянии, как и я… Самолет уже горит, все в дыму. С трудом, еле как смог открыть заклинившуюся дверь. Помог женщинам спуститься.

Вижу, что из накренившегося самолета вовсю льется керосин, очень много топлива… Стало ясно, что взрыв неминуем. В кино не раз видел, как взрываются самолеты, а тут сами оказались в такой ситуации. Закричал всем, чтобы отходили подальше, в лес. Помог парню отвести его мать к лесу, она была без сознания, и получила большие травмы. Через несколько лет она умерла, видимо сказались травмы.

Один из летчиков выбрался из кабины через разбитое окно и вытащил своего командира через дверь. Одно ухо у него было наполовину оторвано, висело на коже…

Из Кобяй уже мчались к нам на помощь. Там многие увидели, как самолет упал, и услышали взрыв, и поднявшийся к небу черный дым… Мои родные, да и все сельчане подумали, что мы все погибли. Какова же была радость жены, детей, которые тут же примчались в больницу и увидели меня живого. Я и сам не мог поверить, что мы остались все живы, хоть и с переломами.

А всё благодаря глубокому снегу в лесу, упади самолет на землю, от нас бы ничего не осталось…

Из Москвы приезжала комиссия, расследовала всё. Но мы мало, что знаем. Позже узнал, что при посадке самолет из-за скользкого наста не смог затормозить и получил повреждение. Я-то не думал, что настолько серьезно, все-таки управляли самолетом люди грамотные. Доверяли пилотам, да и не могли представить, что вот так запросто он может упасть.

Глава Кобяйского улуса Семен ТЕРЕХОВ:

— Да, эту историю мы хорошо знаем. Мы неоднократно подавали документы в наградной отдел правительства. Но каждый раз нам их возвращают. Мы очень хотели бы наградить Попова Матвея Матвеевича, всё таки благодаря ему люди успели выбраться из горящего самолета.

ИЗ ДОКУМЕНТОВ АВИАКАТАСТРОФЫ

У нас на руках Приговор Кобяйского федерального суда, где имеются изложение фактов авиакатастрофы. Вкратце приводим события того дня.

23 апреля 2001 года экипаж самолета Ан-2 получил санзадание около 14.00 часов по маршруту Маган-Кобяй-Сангар-Маган и с тремя пассажирами из аэропорта поселка Маган вылетел в Кобяй Кобяйского улуса. При посадке на полосу аэропорта Кобяй из-за покрытия авиаплощадки коркой льда и подтаявшегося снега произошло выкатывание самолета за пределы полосы, тормоза не сработали и торможения не получилось. При этом воздушное судно, задев ограждения поля, повредило воздушный винт, других повреждений при осмотре пилотами самолет не получил.

При помощи жителей села Кобяй самолет развернули и вырулили на перрон. Перед вылетом пилоты проверили работу двигателя, во время выруливания на старт из-за плохого торможения, вновь не смогли развернуться. Опять же при помощи жителей Кобяй самолет был развернут, несмотря на неисправность, командир экипажа Владимир Васянин принял решение на взлет.

В Кобяе на борт самолета сели восемь человек, направлявшихся на лечение в Сангарскую улусную больницу.

ИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОМИССИИ

Заключением комиссии по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте от 10 июля 2001 года было установлено, что авария самолета АН-2Т РА-01122 произошла в результате столкновения воздушного судна с деревьями при попытке экипажа выполнить вынужденную посадку в поле и явилась следствием неблагоприятного сочетания следующих факторов:

— принятие решения командиром воздушного судна в состоянии алкогольного опьянения на выполнение взлета с поврежденным воздушным винтом, что привело к дефициту тяги, исключившему набор высоты и разгон скорости после взлета.

— неправильно принятое и реализованное решение на довыпуск закрылков на 30 градусов в процессе взлета, что привело к существенному ухудшению разгонных характеристик самолета и возможностей по набору высоты.

В акте осмотра самолета пишется, что воздушное судно после соударения с деревьями и земной поверхностью разрушилось и уничтожено огнем полностью.

В заключении судебно-медицинской экспертизы установлено, что у двое пассажиров получили травмы различной степени тяжести, а также командир самолета.

Экспертным заключением было установлено, что были допущены нарушения:

— перед заходом на посадку на авиаплощадку Кобяй командир воздушного судна не выполнил контрольный заход в целях осмотра площадки и не передал на частоте связи о месте и курсе посадки, что является нарушением.

— на предпосадочной прямой параметры движения воздушного судна (большая скорость) не обеспечивали безопасность выполнения посадки, но командир не прекратил снижения и не ушел на второй круг.

— экипаж допустил посадку с большим перелетом летного поля, что привело к выкатыванию самолета за пределы полосы.

— при посадке пассажиров второй пилот не объявил пассажирам правила поведения на борту воздушного судна и в аварийных ситуациях, не проверил, застегнулись ли они привязными ремнями.

Согласно медицинской справки, выданной врачом Кобяйской участковой больницы Кобяковой К. Д. было установлено, что командир воздушного судна Васянин В. М. находился в состоянии алкогольного опьянения средней степени. Заключением лаборатории судебной медицины города Якутска установлено, что содержимое алкоголя в крови Васянина В.М. – 1,48 %, у Мишукова А.В. – 0,78%.

По факту падения самолета 15 декабря 2001 году в поселке Сангар состоялся суд, который признал виновными Васянина и Мишукова и назначил один год лишения свободы (условно) в ИК общего режима с лишением права занимать летную работу на срок до 1 года. По постановлению с виновных вменялось возмещение материального ущерба и возмещение морального ущерба потерпевшим.

Автор Ксения Эверест.
Прислал Андрей Барамыгин.

Было очень страшно …: 1 комментарий

  1. Да… Страшное дело! Конечно, в описании много сумбура, но сам факт!.. Страшное дело. Похоже, экипаж «зазвездил». Королями воздуха себя посчитали. Забыли, что по законам в воздуха не важно, кто в кабине: генерал или курсант… Достает всех, одинаково!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.