Колымская трасса летом

Недавно, в своих архивах, обнаружил довольно интересное и вполне реальное описание наше Магаданской трассы, составленное путешественниками, которые передвигаются одним единственным способом — автостопом. Предположительно, автор описания — А. Винокуров, кто он такой, выяснить не удалось. Источник тоже не сохранился. Текст составлен, скорее всего, в 1999 году. Читать занятно даже из-за одних названий. Всё-таки, якутский язык весьма своеобразен. Итак, цитируем:

Колымская автомобильная трасса летом.

Хандыга — Кюбюме — Кадыкчан — Сусуман — Магадан.

Из всех значительных автодорог России, указанных в стандартном Атласе, именно Колымская трасса по праву считается самой трудной. Крутые перевалы, размытые ливнями и никем не ремонтируемые участки, реки без мостов, мертвые, разрушающиеся поселки и необычайно суровый климат. От -60 зимой до +30 летом — вот что ожидает путешественника (будь то водитель, автостопщик или, скажем, велосипедист) на этих необычайных 1400 километрах.

Участок Якутск — Ытык-Кюель — Хандыга, изображенный на многих атласах, используется только зимой. Летом машины плывут в Хандыгу на случайных баржах прямо из Якутска по рекам Лена и Алдан, что занимает неделю. Или переходят Лену на пароме, доезжают из Нижнего Бестяха через Ытык-Кюель до Усть-Татты и далее — ожидают оказию (баржу), которая ходит несколько раз в месяц, без расписания. Кстати, в Ытык-Кюеле моста через Татту не было — появится, напишите! Дорога на Мегино-Алдан сложная. Путешественник может достичь Хандыги на ракете из Якутска (ежедневно), на самолете или также через Ытык-Кюель (куда есть даже автобус из Нижнего Бестяха). Запомните: в районе Колымской трассы моста через реку Алдан нет!

В таком, летнем, режиме трасса работает с апреля по ноябрь. Зимой она удлинняется примерно на 700 километров, но об этом речь впереди.

1. История.

Тракт из Якутска на восток, на Охотск, Гижигу и Петропавловск существовал еще в XVIII веке. Эта дорога не была высокоскоростной магистралью; почта, отправленная на перекладных собачьих и оленьих упряжках, двигалась в Питер почти полгода. Сейчас об этом маршруте напоминают только старинные карты и названия некоторых поселков. Например, Охотский перевоз на реке Алдан.

Новую дорогу, идущую из Магадана вглубь материка, построили в 1930-х заключенные. Стратегическая транспортная артерия соединяла Магаданский порт с поселками, лагерями и золотыми приисками в Магаданской области и Якутии. Моста через Алдан так и не построили.

Сейчас лагеря опустели и снесены, многие поселки вымерли, метеостанции закрылись, рейсовые автобусы исчезли. Люди, кто мог, уехали на Большю землю. Деревянные мосты, построенные еще заключенными, почти все сгнили. На участке Кюбюме — Кадыкчан их никто не ремонтирует. Реки проходятся вброд, а если дожди, то вся трасса замирает на несколько дней, пока не спадет вода… Путешествие по Колымской трассе за последнее десятилетие еще более осложнилось.

От Хандыги до Магадана порожний грузовик идет 4 дня, проходя примерно 300, 200, 400, 500 километров в день соответственно. Однако прямые рейсы редки. Устойчивое движение на участках Хандыга — Теплый Ключ и Кадыкчан — Магадан. Границу Якутии с Магаданской областью машины пересекают 1-2 раза в день, в каждую сторону. Нам, в августе 1996-го, удалось пройти всю трассу Хандыга — Магадан автостопом, за 7 дней.

2. Пункты.

По Колымской трассе можно ехать на любой машине докуда угодно. Останавливаются почти все. Найдите любое ровное место, где вас видно издали и где поблизости есть дрова. Разведите костер и голосуйте, то есть, ожидайте, машину — летом. Зимой — читать ниже.

Нулевой километр.
Хандыга — большой поселок на берегу Алдана, центр улуса (района). Имеется заказная телефонная и телеграфная связь с окружающим миром. Цены высокие. Летом 1996 года, в магазине N 42 "У дороги" (улица Магаданская, на выезде из города), нам подарили большое количество бесплатного компота (1988 года выпуска) и других продуктов. В декабре 1997 компот еще оставался, но уже 1990 года выпуска. Платные продукты катастрофически дороги. По реке ходят "Ракеты" на Якутск и Усть-Маю ежедневно. В 32 километрах к северо-западу, также на берегу Алдана, находится якутское село Сасыльцы. Туда ходят три автобуса в неделю. Зимой через Сасыльцы идут транзитные машины на Якутск.

20-ый километр.
Турбаза в одном километре южнее трассы. Можно переночевать. Живет одна сторожиха, отдыхающие — только по выходным. Приезжают из Хандыги.

72-ой километр.
Посёлок Тёплый Ключ. Он же — аэропорт "Хандыга". До Тёплого Ключа — регулярное движение машин, около одной в час, и автобус. В 5 утра из Хандыги ежедневно, иногда отменяется. После Тёплого Ключа никаких автобусов до самого Кадыкчана. Далее, на сотом километре — поворот на Тополиное. Машины не каждый день. По этой глухой трассе, сказывают, сохранились сталинские лагеря.

146-ой километр.
Поворот на посёлок Нежданинское. Туда ходят вахтовки.

150-ый километр.
Развалины метеостанции. Брошена в 1996 году.

Кюбюме — мертвый поселок. Остался только дом связи. Перед поселком — разрушенный мост. Поворот на Усть-Неру, далее только зимник, потому что нет моста через реку Эльгу. Зимой обычно машины сворачивают в Кюбюме и следуют севернее — через Усть-Неру: там дорога лучше.

Томтор — полюс холода Северного полушария. Минимальная температура за историю наблюдений -71. Максимальная +41. Обелиск, столовая, пекарня (занимайте очередь с 16.00), связь, милиция, аэропорт Оймякон. Музей, который заколочен навсегда. Через километр, в посёлке Куйдусун, гостиница для дальнобойщиков.

Пост ГАИ пустует. Но голосовать рядом с ним неполезно.
За Индигиркой, мост через которую, слава Богу, еще цел, стоит дом без электричества. В нем живет одна 80-летняя старушка. Это и есть все население посёлка Переправа, обозначенного на некоторых картах.

Куранах-Сала. Один двухэтажный дом связи.
От Куранаха до Кадыкчана — самый тяжелый участок. Нет мостов, трасса в ужасном состоянии, смывается, разваливается. Максимальная скорость 20 километров в час.

705-ый километр.
Кадыкчан — шахтерский вымирающий городок. Много нежилых домов, как одноэтажных, так и больших, до девяти этажей. Выбирай любой и ночуй. Поворот на Усть-Неру круглогодичный. Резкое увеличение потока, до двух, трёх, четырёх грузовиков в час. Все они везут уголь.

На развилке Хандыга — Усть-Нера — Магадан стоит указатель:"Москва 10000 километров", обнаруженный Алексеем Гусевым в декабре 1997 года. Точно такие же указатели обнаружены им в Сусумане и в Ягодном. Воспринимайте их философски.

Поворот на Тенькинскую трассу (Усть-Омчуг — Магадан) сокращает путь на сотню километров, но летом едва ли ускоряет его. Зато на Тенькинской трассе нет, или почти нет, постов ГАИ. Поэтому, некоторые водители предпочитают именно этот путь.

786-ой километр.
Сусуман — районный центр. Прямые автобусы на Магадан, Усть-Неру и местные поселки: Большевик, Ударник, Мальдяк, 25 лет Октября. В городских сусуманских автобусах — компостеры. Сусуман и соседний Берелях плавно перетекают один в другой. С каждым следующим городом поток на Магадан увеличивается, появляются дополнительные автобусы.

967-ой километр.
Дебин — бетонный мост через Колыму, однорядный, со светофором, имеет большую стратегическую важность и охраняется.

Посёлок Стрелка. Рядом — поворот на Сеймчан, откуда иногда возможен зимник на Север, в сторону Черского. Правда, в 1999 году его не было и на посёлок Галимый, последний поселок на северо-востоке России, куда можно гарантировано проехать на автомобиле.

1358-ой километр.
Аэропорт Сокол. Много легковых машин и автобусов на Магадан.

1397-ой километр.
Магадан. Столица Колымского края.

Колымская автомобильная трасса зимой.

Якутск — Нижний Бестях — Ытык-Кюель — Мегино-Алдан — Хандыга — Кюбюме — Усть-Нера — Кадыкчан — Сусуман — Магадан.

Чрезвычайно пустынная летом, Колымская трасса зимой становится чуть более оживлённой, удлинняясь примерно на 700 километров от своей летней величины. Трасса работает в зимнем режиме с конца ноября по начало апреля. Точные сроки изменяются в зависимости от климата. Основные потоки, это машины от или до нефтебазы в Хандыге, которые доходят до Усть-Неры и Оймякона, возможно, далее. И машины от или до угольного карьера, расположенного в 25-ти километрах западнее посёлка Аркагала, которые могут ехать по всей Магаданской области и Якутии.

 

Автобусы на линиях:
1) Усть-Нера — Сусуман — Магадан;
2) Хандыга — Тёплый Ключ;
3) Ытык-Кюёль — Якутск.

На других участках автобусов нет. Средняя дальность и скорость машин больше, чем летом. Большинство автостопщиков посещают этот край именно зимой, несмотря на морозы. Бывает до -60 и даже ниже.

Низкие температуры препятствуют долгому нахождению человека вне жилищ. Если вы в паре (тройке и т.д.), выберите позицию вблизи жилища и грейтесь по очереди. Одиночка рискует упустить часть машин. Если у вас нет суперснаряжения, избегайте покидать машину в глухих местах, где нет строений. Параллельный участок Кадыкчан — Оймякон — Кюбюме, используемый летом, зимой почти непроходим. Следуйте кружным, но более оживлённым, путем на Усть-Неру.

Колымская трасса летом: 20 комментариев

  1. Замечательную семью Винокуровых знаю хорошо, часто вспоминаю их отца, незабвенного Льва Кирилловича — Царство ему Небесное! — ходячую энциклопедию Севера, человека необычайно живого ума, великолепного рассказчика. По педантичности записей вижу аккуратного Александра Львовича, но смущает его поведение в Хандыге. Вряд ли бы он принимал в дар бесплатный компот. Там бы его навьючили поверх макушки.

  2. А еще… на ту же тему… Хотя и не профи-водитель, но мой «революционный» «запорожец» эту трассу, по крайней мере не участке Кэскил-пос.Хандыга-а/п Хандыга-Тополиное- а/п Хандыга-Агаякан эту трассу побороздил… Наверняка и водилы помнят, если встречали … Все-таки не так много чокнутых владельцев «запорожцев» при минус 50 по пути попадаются… Так что есть некоторые впечатления… Как вспомню, так восхищусь и вздрогну… :-) Вот ведь дурень был! Таксовать на «запоре» да еще при таких минусах на этих трассах в одиночку…

    1. Интересно как отапливал салон? На бензиновом я чуть не умер по пути с Хандыги до Крест-Хальджая.

      1. Печка у меня работала очень хорошо. Тепло — жизнь.
        Постиг конструкцию и регулировки. Устранил КПН. Нормально получалось. По 25 часов без перерыва работала.А поначалу пару раз угара нахватывался… Ну и когда КПН возвращались…

        1. Андрей написал 22.11.07, в 04:12, почему то к админу в почту следующее:

          А что такое КПН? Видел ли на трассе в сторону Магадана, дом в котором старыми деньгами обклеены стены, вместо обоев?

          Меня тоже, кстати, заинтриговал этот КПН. Как ни пытался расшифровать — вменяемого толкования не нашёл.

          1. Об этом доме слышал, но сам не видел… Точно даже не знаю где он находится…
            Вообще-то, до Агаякана я 4 раза на своем «Запоре» ездил, ну на Топлинное раза 2-4… Понятное дело, все зимой, летом-то некогда было…

        1. Андрей написал 23.11.07, в 02:33, почему то к админу в почту, следующее:

          В это время я работал в лесхозе и решил помочь перегнать запор до Ары-Толона однокласснику, а он купил это чудо перед новым годом, ну обмыли и поехали. Заезжали в каждый попавший по пути село к его родственникам… В конце и от угара, и от похмелья болела голова, в добавок обморозили всё что можно было и от последнего пункта нас привезли обратным путём в больницу, что было додумай сам…

          1. Спасибо, Серж, за репитование… :-)

            КПН — так в Аэрофлоте назывались при всяких производственных разборках Конструктивно Производственные Недостаки, т.е. различные неполадки связанные с ошибками в конструировании и изготовлении как деталей, так и целых агрегатов…

          2. Ну, алкоголь вообще сильная штука… :-)))
            Тут угар понятен…. А вот от печки… У меня поначалу угар печки просто глаза выедал… тНо потом разобрался, «денечек покумекал и выправил дефект»… С помощью друзей, конечно… Трещина, а точнее непровар заводской был… Прямо из камеры сгорания газы в кабину подсасывались… Ну и позже, видимо, из-за постоянных температурных перепадов трещины образовывались в разных местах…
            Раз было, что настолько передоверился своей печке, что попался на глупости ( не имел с собой запасной запальной свечи), пока с Хандыги до порта доехал, «мама» выговорить не мог… :-) А вообще, самая низкая ( зафиксированная мной) температура в поездке на «Запоре» была — 56 … Но это потом оказалось, не специально при таком минусе выехал…

  3. А Надежда Осиповна моя первая учительница. Сильнейший преподаватель когда-то был

    1. А дядьку Александра зовут Яков Кириллович.
      А брат Кирилл Львович.
      Якова Кирилловича в прошлом году тоже видел.

    2. А Александр Львович пару раз у нас на заменах бывал в классе. К концу школы. Он тогда только начинал свою учительскую карьеру. И, как мне сейчас кажется, немного стеснялся своей молодости. Хотя выглядел весьма представительно.

      Но, всё равно, все ученики звали его просто Львовичем.

  4. Считаю очень интересной темой этот материал. Об авторе могу построить предположение… В хандыге живет мой почти одноклассник ( в параллельных классах учились). Александр Львович Винокуров. И сестра его там живет и мама-учительница — Надежда Осиповна.
    Вот по обстоятельности и точности изложения могу предположить, что автор этого материала он. Его самого видел в Хандыге в мае прошлого года. Где-то даже его телефон есть… Если понадобится, смогу найти…
    Да в Хандыге его каждая собака знает. Многие из посетителей сайта и брата его знают и дядьку…

    1. Почему-то уверен, что Александр Львович автостопом вряд ли бы стал путешествовать. Местные жители вообще мало к этому расположены — что справедливо для любого региона. Просто любой остановившийся на трассе сразу скажет — Львович, а ты чего на трассе то стоишь? Совсем, что ли, одичал?

      Фамилия в Якутии распространённая. Вот и вся логика. Скорее всего, это были люди из столиц — типа Якутска. И скорее всего студенты — им по статусу положенно такими вещами заниматься.

      Хотя знал я принципиальных автостопщиков. Вся жизнь в дороге. Но там уже почти бизнес.

      1. Самое смешное, что и я не сомневаюсь в невозможности варианта с автостопом для Львовича… Но знаю еще с десяток Винокуровых и из них не меньше шести Александров… А думаю вот на него… Потому что общался, знаю его манеру изложения и обстоятельность.. Пусть сам он и не путешествовал таким способом, но составителем подобного справочника вполне мог оказаться… Я об этом. Это как женатому на девочек смотреть: если на диете, не значит, что меню просмотреть нельзя…

      2. Читал это на одном из сайтов автостопчиков. Были такие ребята ехали то ли из Питера то ли из МСК.
        Отношения к Львовичу не имеют.
        Но маршрут прошли, за что им уважуха.
        Но тогда Колымская трасса еще дышала. Даже иностранцы — велосипедисты постоянно в Магадан прорывались.

        1. Не раз общался с такими путешественниками до отъезда из порта. Среди них и импортные ребята и доморощенные… И летом и зимой. Зимой, правда, только наших видел…
          Зато в Тополинном из школы выживания Палкевича.. Тоже маленько пообщались… Хотя с морозами и припоздали, март все же, но тридцатничек все же ухватили… :-) В восторге были, хотя и подморозились чуток…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.