Из Красноярска в Туруханск впервые на самолете

«Юнкерс F.13», с собственным именем «Моссовет», акционерного общества «Добролёт», совершил первый пробный коммерческий рейс по маршруту Красноярск – Туруханск – Красноярск весной 1926 года. Полет проходил над тайгой вдоль реки Енисей с посадками на неподготовленных площадках, сопровождавшимися авариями, поломками и вынужденными ремонтами, и занял 38 дней. Журнальная заметка о полёте, оригинал которой представлен ниже, читается как приключенческий роман: «… Покрыто 2360 верст над тайгой, произведено 8 спусков и подъемов. Проведено в воздухе 21 час, произошло три аварии.»


На дальнем Енисейском Севере, в расстоянии 1 600 верст от Сибирского железно–дорожного Пути лежит богатый пушниной, зверем и рыбой, Туруханский край. Единственный путь, связывающий эти отдаленные окраины – река Енисей, но и это средство сообщения возможно лишь в течение летних двух месяцев, с половины июня до половины августа. Остальное время край почти отрезан от внешнего мира.

По почину Госторга и Добролета зимой было приступлено к подготовке первого пробного перелета на «Юнкерсе» до Туруханска и Дудинки.

Красноярск — Енисейск

В феврале в Красноярск прибыл самолет «Моссовет» и вылет был назначен на 4 марта. Самолет вел старый опытный летчик Добролета В.Л. Галышев и механик Ф.И. Грошев. Оба они имеют за плечами уже десятилетний стаж.

Утром 4–го марта «Моссовет» на лыжах поднялся со льда Енисея и направился к Енисейску. Кругом тайга. На Енисее острые, как зубья, громадные торчащие льдины торосы. Здесь посадка – верная гибель.

Идём на посадку. Снег блестит ослепительно, касаемся лыжами. Вдруг проваливаемся, слышен зловещий треск и машина, повернувшись, завязла носом в глубоком саженном снегу.

Оказывается ввиду неудачно выбранного аэродрома самолет при посадке попал в занесенную снегом канаву и сломал шасси, лыжи и винт.

Енисейцы встретили нас восторженно и участливо отнеслись к ремонту поломки. Здесь самолет видят впервые. С помощью местных мастерских лоцдистанции исправляем поломку и продолжаем путь на север.

Енисейск – Тунгуска

День солнечный и потому над тайгой сильно болтает. То высоко подбросит вверх, то стремительно провалит вниз. Кругом необъятная зеленобурая тайга. Красиво вьются блестящие на солнце долины таежных рек Пита и Сыма. Вдали сверкают снеговые шапки горных вершин. Никто на них не бывал и на карте они даже не значатся. Здесь человек ещё не удалялся от берега на значительное расстояние. На Енисее масса скалистых островков.

Подходим к Подкаменной Тунгузке и идем на посадку. Площадка выбрана весьма неудачно, много торосов, пересекают дороги, кружимся и благополучно садимся.

К самолету спешат на широких охотничьих лыжах, на нартах, запряженных собаками. Снег рыхлый, как песок и мы тонем по пояс. Нам подают также лыжи и упряжки собак.

Жители – промышленники за пушниной, с любопытством осматривают машину. Глядя на выхлопную трубу мотора, они решительно заявили, что без «железной пецки тозе летать не мозно» (все они картавят).

Главный промысел подкаменцев – охота, а летом они подрабатывают ещё на разгрузке пароходов, завозящих в край продовольствие и товары, кроме того, ловят рыбу.

К прилету «Моссовета» они отнеслись враждебно, ибо увидели в нём конкурента в их подсобном заработке – извозе. Они драли иногда за доставку пакета по 200–300 рублей, а мы привезли целый мешок почты на фактории и в 10 раз скорее, всего по 20 коп. за пакет.

Впереди был Туруханск. Там, по-видимому, мы также не являлись «желанными гостями» и со стороны властей содействия перелету не оказывалось.

Достаточно указать на то, что туруханский телеграф отказался передавать сводку о погоде в праздник и раньше 9 часов утра в будни, запрашивая, кто заплатит за «сверхурочные» и, наконец, в день отлета заявил, что разбирает аппарат для чистки. Благодаря саботажу телеграфа вылет был дважды сорван, так как без сводки о погоде лететь на расстояние свыше 600 км. было рискованно.

Подкаменная – Туруханск

Наконец, с большим трудом подготовили аэродром и утром 22 марта, при 25 градусах, вылетели в Туруханск.

Внизу, на Енисее, громадные полыньи с поднимающимся паром. В некоторых местах, от быстрого течения, Енисей не замерзает всю зиму, даже при сильных морозах.

Снег, освещенный полярным солнцем, ослепительно блестит, утомляя зрение. Без тёмных очков смотреть нельзя. В кабине довольно холодно и, несмотря на теплую одежду, мерзнем. Кругом унылый ландшафт – бесконечная тайга. Деревни, расположенные исключительно по Енисею, теперь редки и встречаются исключительно через 40–50 верст. Часа через три полета тайга начала переходить в лесотундру и на больших полянах замерзших болот виднеются чумы туземцев с запряжками оленей. Подходим к Туруханску. На высоком берегу Енисея белеется белый монастырь, радиомачты и кучка домов. Вот и «столица» Енисейского севера. Вместо города – маленькая деревня. Благополучно делаем посадку и подводим машину к старту. Всего прошли в этот день на морозе 640 километров, в 4 часа.

Даже и по прибытии в Туруханск недоразумения с телеграфом не прекращались, а местные власти встретили довольно холодно.

На следующий день началась страшная северная пурга. Это время даже туземцы не решаются выходить за поселок, и самоеды, и тунгусы не отъезжают от своих становищ. Пурга была, почти без перерыва, неделю. Дома занесло до крыш и ребятишки весело раскатывали на корточках, прямо от трубы дома.

Окрестные туземцы–самоеды быстро узнали о нашем прилёте и к «Моссовету» начались паломничества. Интересно, что шаманы (духовенство язычников–самоедов) ловко использовало наш прилет в своих целях. Они говорили самоедам, что прилетит железный коршун и будет беда, а чтобы беды не случилось, нужно заклинанье. Вероятно, не один десяток песцов и белок застрял в хищных пальцах этих шарлатанов.

Туземцы с любопытством и страхом осматривали машину. Еле удалось уговорить осмотреть кабину, но увидеть, как полетим, они побоялись.

В Туруханске суровый климат сказался и на нас. Одолел сон – предвестник бича севера – цынги. Мы уже три недели не видали овощей и питались копчёностью. Овощи здесь привозят с пароходами и их давно уже съели. Больших трудов стоило побороть спячку и мы решили возвращаться. В Дудинку лететь было невозможно, ибо отсутствовала совершенно телеграфная связь, а бензин туда продвинуть было невозможно, ибо олени ушли в тундру кормиться на мху, а собаки передохли от чумы.

В один выдавшийся ясный день мы вылетели обратно.

Обратно в Красноярск

При морозе в 35 градусов оторвались от аэродрома. Часто в пути попадались снеговые тучи и шли в снеговых облаках по компасу, против встречного ветра. Обратно до Подкаменной находились в пути свыше 5 часов.

В Подкаменной благополучно опустились и решили переночевать. Утром вылетели в Енисейск, где при посадке, благодаря халатности коменданта, не уничтожившего бугры снега на аэродроме, у нас опять сломалась лыжа и мы задержались на несколько дней. Опять пришла на помощь лоцдистанция и машина готова.

В Красноярске между прочим наступила ранняя весна и на лыжах там опустить было уже нельзя. Пришлось стать на колеса, однако, в Енисейске не было аэродрома для колес. Пришлось расчистить снег на Енисее до льда, и вот с залитого уже весенней водой льда поднялись и пошли к Красноярску.

В Енисейске выдали плохой бензин. Сколько ни фильтровали, а в лейке оставалась вода. Выхода не было, если оставаться, то до половины июня, когда придут пароходы, а на Енисее уже появилась вода.

В пути мотор начал кашлять, так как с бензином попадала и вода. Остановка мотора была верной гибелью. Кругом вода, а на Енисее вода и торосы. Несколько раз мотор задыхался и машина начинала уходить вниз.

Наконец, не долетая 18 верст до Красноярска, т. Галышев выбрал площадку на тракте, благополучно спланировал, сбив осью шасси молодую берёзку. Утром получили свежий бензин и, благополучно оторвавшись, прилетели в Красноярск.

Самолет за 23 летных часа покрыл 3.154 километра пути. Первый перелет выяснил, что сообщение по воздуху с Туруханским краем возможно, нужно лишь как следует организовать наземную службу.

Журнал «Самолёт», №7, 1926 год, СССР

Из Красноярска в Туруханск

Источник публикации

Из Красноярска в Туруханск впервые на самолете: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.