Правда о кровавом расстреле на реке Алдан

В первый же год моего пребывания в Хандыге резануло слух название «Кровавый ручей», так подростки называли меж собой небольшой ручеек, впадающий в Алдан в пяти километрах ниже Хандыги. Там довольно хорошо ловится рыба. Молодёжь звала сверстников: «Айда на рыбалку, на Кровавый!». «Почему на Кровавый? – Да там много зеков погибло, то ли расстреляли, то ли сгорели!» Расспросы довели до Крест-Хальджая и постепенно картина происшедшего стала проясняться. Вот что рассказал мне Потапов Василий Васильевич, 1927 года рождения, ветеран тыла, общественный корреспондент:

«Я работал в то время в Крест- Хальджайской семилетней школе и больнице счетоводом. Тогда для Сельпо и Томпонской базы поступило много груза, для разгрузки баржи работали с 28 сентября по 1 октября 1950 года.

Мы жили в маленьком доме на берегу Алдана, сидели на берегу и отмечали окончание работы. Вдруг заметили черный дым, думали, что случился пожар, побежали на берег и услышали, что заключенные бунтуют, сожгли баржу, что бы убежать. Мне сказали, что меня ищет зав. базы Егор Попов. Он сказал, чтобы я взял лошадь и скакал к председателю сельсовета Сыромятникову А. И. и передал ему, чтобы он прибыл, так как заключенные бунтуют с целью завершения побега. Я через Томтор помчался на лошади в Илин Бас, увидел, что люди стоят на крышах.

Алексей Иванович сказал, что он пешком пройдет через Биор и предупредит жителей, а мне велел зайти к директору школы и предупредить его, чтобы организовали охрану школы. Затем я поехал на берег, там участвовал в патрулировании и охране. Там уцелевших заключенных собрали в одно место, а пострадавшим оказывали первую помощь. Некоторых зеков увезли в больницу, здоровых отконвоировали в школу.

Моя жена Феодора Прокопьевна заболела перед родами, ее мы доставили на лошади в больницу, поэтому ту ночь я помню хорошо. Точно помню, что баржа загорелась первого октября в 5 часов вечера. Некоторые неточно пишут об этой трагедии на страницах республиканских и улусных газет. Народный писатель Якутии Далан – В. С. Яковлев — в книге «Судьба моя» 1994 году, в главе «Макагон» правильно описал это событие на основании документов Гос. архива Якутии.»

Из книги народного писателя Далана «Жизнь и судьба моя»
стр. 126- 130

Макагон

Смертник Макагон был участником Алданской бойни. Эти сведения подтвердили в первой колонии. Около четырёхсот зеков погрузили на баржу, чтобы этапировать в Хандыгу по реке Алдан. Заключенных прятали от посторонних глаз в трюмах, где были устроены сплошные нары в несколько этажей, на которых можно было сидеть, только согнувшись в три погибели. Пространство между рядами оставалось лишь пройти одному. Выходить на палубу запрещалось. Сколько бы суток ни длилось «путешествие» заключенные вынуждены были валяться на нарах. Под лестницей, ведущей к наружному люку, стояли два больших бака: один с водой для питья, другой служил парашей.

Когда бочка наполнялась или же иссякала вода, становились в цепочку и передавали ведро из рук в руки.

Урки, попавшие на этот этап, специально подожгли баржу, чтобы устроить побег. Как только начался пожар, конвой поднялся на пароход и отбуксировал баржу на самую стремнину. Прыгающих в воду, спасаясь от огня, находили пули конвоя. В огне, в осенней, холодной воде, не в силах бороться с сильным течением, и от пуль погибло, как я слышал, около четырёхсот человек.

Среди этих несчастных были и такие, кому оставалось всего ничего до конца срока. Самых опасных, скорее всего — политических, везли в трюме прикованными цепями. Когда обнаружили их, вернее, то, что осталось от них, не могли отцепить крепко сцепленные, как звенья одной цепи, руки.

В тюрьме каждая легенда или байка постепенно обрастает лишними преувеличениями, душещипательными подробностями. Таков уж тюремный фольклор. Но всё же я понял: на реке Алдан произошло что- то страшное. Печать молчала, будто онемела и людская молва. Если двести рабочих, расстрелянных в царское время, подняли шум и волнения по всей России, то об Алданской трагедии не узнали даже жители соседних Таттинского и Чурапчинского улусов.

Чтобы не быть голословным, приведу полуофициальные воспоминания П. Д. Охлопкова, работавшего в ту пору секретарём Крест-Хальджайского сельсовета:

«Как секретарь сельсовета, я от имени местных властей принимал участие в поднятии останков погибших на барже во время пожара. Обгоревшую баржу прибило течением к западному берегу острова Дуоламайы. Туда приводили заключенных временно заселённых в местную школу. Они железными крюками вытаскивали обгоревшие трупы, бросали на носилки и сносили к общей могиле, вырытой на берегу. В желеобразном месиве невозможно было отличить контуры человеческого тела, поэтому за одного человека посчитали собранное вместе две руки, две ноги и одну голову. В документе было зафиксировано, что на барже везли 625 заключенных и сорок два конвойных. Живых насчитали 272 человека. Остальные погибли. Может, кто-то сумел убежать.

Газета «Саха сире», 1 марта 1991 г.

А что же говорят архивные документы?

Одного из «авторов» этой ужасной трагедии звали не Макагоном, а Макагоновым Валентином Петровичем. Это был необразованный уроженец Одессы 32 лет от роду. До Якутии успел два раза отсидеть срок, словом, настоящий бандит. Прибыв в наши края, в 1949 году их шайка численностью около 10 человек провернула крупное дело. Ограбив склад Росснабсбыта, через общепитовский киоск №4 реализовали спирт и мыло почти на сотню тысяч рублей. Были разоблачены и осуждены. Макогонов получил 25 лет. В тот хандыгский этап попал и Макагонов.

Когда пароход причалил к берегу под Крест-Хальджаем, в трюме несколько зеков затеяли драку. На попытавшихся навести порядок конвойных, обрушился такой град из банок и мисок, мата и угроз, что они отступили на палубу, дали для острастки несколько залпов в воздух. Но и это не возымело действия, в ход пошли выламываемые из нар доски. Через открытый люк досталось и охранникам. Потом зеки прямо в трюме развели костер – начался пожар. Зачинщики не давали другим тушить огонь. В итоге сгорела вся баржа, из 585 человек смогли спастись только 285, из которых 76 были сильно обожжены.

По вине нескольких рецидивистов погибли 300 человек, 185 из них превратились в студень на дне баржи. Из поджигателей баржи удалось некоторым тогда скрыться. Безбородного поймали 4 ноября. А Макагонова в рваной телогрейке, летней рубашке на голое тело и кирзовых сапогах обнаружили 24 ноября в поселке Хандыга. 8 – 10 июня 1952 года в Хандыге выездной военный трибунал Восточно- Сибирского военного округа совершил суд над пятью рецидивистами, виновными в Алданской трагедии: азербайджанцем Тагиевым-Таймуровым, русскими из Омска и Новосибирской области Ларичевым и Иващенко, удмуртом Балашовым и Макагоновым.

Тагиев-Таймуров и Макагонов были приговорены к расстрелу, остальным дали по 25 лет. Двоих, Безбородного и Черняева, еще до суда, в следственном изоляторе, «решили» сами заключенные.

В акте, составленном 16 марта 1952 года в г. Якутске, записано: «В отношении Макагонова Валентина Петровича, 1918 года рождения, осужденного к высшей мере наказания – расстрелу, сего числа в 14 часов приговор приведен в исполнение, Макагонов расстрелян, труп предан земле.

Выдержки из статьи Бориса Павлова «Помнит седой Алдан», газета «Красное знамя» от 25 января 1994года.

Как утверждают многие очевидцы, с кем мне пришлось разговаривать, трагедия случилась в 1953 году на реке Алдан, в близи с. Крест-Хальджай. Много лет с тех пор прошло, много воды унесла река, но история эта никогда не забывалась, несмотря на запреты, передавалась из уст в уста. Да и Алдан в пору поздней осени становился особенно суровым и неприветливым, покрывался сердитыми бурунами, как будто и ему тяжело забыть давно случившееся в свинцовых водах…

Попробуем мысленно представить картину того времени. Поздняя осень. По ночам уже сильно холодает, и с неба иногда сыплет похожий на крупу снег. На крутом берегу Алдана там–сям расположились маленькие домишки. Крест-Хальджай – село большое, но находилось оно, как и сейчас, в отделении от реки. В ту пору шел со стороны Якутска запоздалый пароход с двумя гружеными баржами. Первая баржа везла груз, а на второй имелось дощатое, в виде дома, сооружение. Людей, казалось, не много, можно было увидеть лишь несколько человек в военной форме.

Главы из будущей книги Игошина И. И.

Автор: Андрей Старовойтов

Старовойтов Андрей Юрьевич 1966 года рождения, Русский. Проживаю в п. Хандыга по сей день. Тружусь в ОАО АКБ РОСБАНК, ведущий специалист ИТ.

Правда о кровавом расстреле на реке Алдан: 17 комментариев

  1. Вообще-то, этот рассказ назвать правдой можно с большой натяжкой. Вся эта история обросла легендами, и формируются они в зависимости от отношений ушедшему строю. Я эту историю знаю непосредственно от участника данного события, который был заключенным на этой барже, Галкина Алексея Николаевича, моего отца, которого, к сожалению, уже нет, он умер в 1910 году. В Хандыге проживали кроме моего еще два участника этой трагедии. Действительно, погибло тогда около 400 человек, точной цифры не помню(попыталась сейчас найти свои записи по рассказам отца, к сожалению, цифры не нашла, но где-то в записях есть точно). Папа всегда называл эту цифру, потому что он как раз составлял списки погибших, потому и остался в Хандыге в лагере. А вообще-то, всех оставшихся в живых, а их было гораздо меньше, чем погибших, рассредоточили по разным лагерям. И еще, полная ерунда, что готовили побег: была осень и по реке уже шла шуга, поэтому многие погибли в воде, баржа от берега была далеко. И была деревянной, поэтому, когда стали прорубать корму, все вспыхнуло как спичка. Никто из конвоя ни в кого не стрелял, сразу перерубили трос и полыхающую баржу понесло по течению. Все произошло очень быстро. Смогли выжить единицы — молодые, спортивные, хорошо плавающие и тренированные. Шансов у пожилых и людей средних лет практически не было, тем более у тех, кто находился в нижнем трюме.

    1. Ирина, благодарю Вас за этот комментарий. Такие свидетельства здесь появляются крайне редко: когда одно поколение отделяет нас от участника событий — можно считать, что говорит он сам.

      Если ещё что-то можете рассказать, буду рад предоставить Вам главную страницу сайта. Пишите, это важно.

    2. И ещё вопросы:
      1. дата смерти отца — видимо, 2010 год?
      2. братья Галкины, которые жили напротив средней школы, в двухэтажном доме — не Ваши родственники? Одного из них звали Олег, он утонул в конце восьмидесятых.

      1. Да, конечно же, описалась. Папа умер в 7 ноября 2010 года. Мои родители уехали из Хандыги в 1986 году. Одно время мы действительно жили по ул. Парижская Коммуна, д.19., напротив ХСШ. У меня был брат Сергей (1954 г.р.): и я, и он родились и выросли в Хандыге. Других родственников в Хандыге у нас не было. Полагаю, что те Галкины, о которых вы пишите, приехали гораздо позже или после (1981 года, я в этом году уехала). А вот вас, возможно, я знаю (по фотографиям), если вы выросли в Хандыге и ходили в детский сад «Чебурашка»: моя мама там была заведующей.
        По поводу воспоминаний: Недавно я написала по просьбе ХСШ воспоминания о нашей школе и учителях (они опубликованы). Дело оказалось заразительным, поэтому продолжаю писать свои записки о Хандыге, об истории, о людях, с которыми жила и выросла вместе, о родителях. И, конечно, тему сталинских репрессий затрагиваю, потому что они сыграли большую роль в судьбе моих родителей, и в судьбах многих хандыгских старожилов.

  2. друзья мои я думаю что кровавый назвали по тому ,что там затопили баржу с осужденными которых вывезли в трюме на середину как раз на этом месте или яне прав?

  3. Ну и скажет ли кто-нибудь, наконец, почему ручей в Хандыге назвали «Кровавым».

    1. Документов нет, поэтому могут высказываться лишь гипотезы и частные мнения. Я слышал, что там подстрелили кого-то из беглых, во времена, когда Хандыга ещё была лагпунктом. Скорее всего, так оно и было.

  4. «…Ручей «Кровавый» от этого место не очень далеко…» кровавый ручей как раз находится напротив затона. Там сейчас куча дач и огородов.
    огромный привет, респект и уважуха.
    (поправлено админом ДБК)

  5. Я проконсультировался с Иваном Ивановичем, тема следующая, на самом деле эта все происходила в Крест Хальджае, а про Хандыгу это все байка так сказать народный фольклер. Я если честно и сам не знал. Опять же это все со слов Ивана Игошина.

  6. Спасибо, Андрей, за информацию. Только никак в толк не возьму, почему события, о которых идет речь, происходят в Крест-Хальджае, а ручей в память о тех событиях «кровавым» называют в Хандыге?

    1. Вероятно потому, что похожих историй было несколько, в разных местах, в разные года.
      Я в этом уверен, потому что в одном из таких событий участвовал мой отец.
      Но было это раньше 1953 года. Место напротив ручья Кровавый. Перекат Быстрый. Отцу повезло, его прибило к острову у Сухой протоки. В 1953 году отца реабилитировали.
      Все информация со слов моей матери. А я ей верю.

          1. А… вспомнил. Мы там с Борисычем маленько мотались…Спасибо, Андрей.

          2. Название «Сухая протока» не единственное. Это просто не судоходная протока. В лоциях речников, таких очень много обозначено. Та про о которой я сообщил, находится недалеко от п. Хандыга. Между островом м местечком «Заплава»
            Ручей «Кровавый» от этого место не очень далеко.

          3. Андрей, сухая протока находится за «Блохой» и весной поней можно на Амгу проехать, а напротив Сасыльцев, совсем другая, в смысле названия…

      1. здравствуйте. Не поскажете ..Ваш отец был тогда единственным кто выжил. Дело в том что когда мне было лет 5 ..К бабушке приходил мужчина с одной рукой и рассказывал о горевшей барже в которой погиб мой дед. Тот человек говорил что зацепился за остров а пуля ему попала в руку… Он был единственный кто выжил так как конвой стрелял с берега… Буду очень признательна за любую информацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.