ГУЛАГ в Якутии

В стране существовало две системы лагерей:
По линии МВД СССР (232 управления)
По линии КГБ СССР (4 управления) —
ОЗЕРЛАГ – центр в Тайшете
ГОРЛАГ — горный лагерь управление в Норильске
РЕЧЛАГ — управление в г . Воркута
БЕРЛАГ — центр в Орутукане

На Колыме карательные функции возложены:
По линии МВД СССР – на УСВИТЛ (управление Северо- восточных исправительных трудовых лагерей). Центр город Магадан.
По линии КГБ СССР – БЕРЛАГ (Орутукан)
Лагеря Якутии (известные на 2004 год)

Говоря о лагерях, необходимо иметь в виду, что все они существовали в разное время, в зависимости от их назначения и задач стоящих перед ГУЛАГом, т. е. одновремен- но все вместе они конечно не существовали. А если говорить о дорожно — строительных лагерях, то после прохождения первой газогенераторной машины (Газген), они переноси- лись на новое место, а часть оставшихся использовались для поддержания дороги в рабо- чем состоянии или как пересылки. Поэтому у дорожных лагпунктов указано место вре- менного расположения. Наиболее полные сведения приведены в книге Алексеева «При- знаю себя виновным», выпущенной при помощи госбезопасности Якутии. В ней говорит- ся о 105 лагерях, мне же известно о 165 местах, где стояли лагеря Якутии. На совершенно секретных картах Дальстроя МВД СССР место расположения лагерей обозначалось как бараки – БАР
сокращеные обозначения: ОЛП- отдельный лагерный пункт, КОЛП- командированный лагпункт, ГОЛП – головной отдельный лагерный пункт. Вот список лагерей:

Томпонский район

Основная масса лагерей появилась в связи со строительством грандиозной магист- рали, связывающей золотоносные районы Колымы с Большой землёй. На строительстве применялся исключительно труд узников ГУЛАГа – дармовая рабочая сила при каторж- ных условиях. Первые этапы прибыли из Алдана в 1940 году, около 5000 человек. Лагеря располагались вдоль строящейся дороги на расстоянии 10 – 20км. друг от друга. По про- хождению первой машины ГАЗГЕН, контингент лагеря перебрасывался на другое место. Часть лагерей оставалась на месте для поддержания дороги в рабочем состоянии и как пе- ресыльные лагеря.

1. п. Хандыга – управление ЯНСТРОЯ.
2. Остров Бордой – женский лагерь, 300 з/ к., сельхозработы.
3. 5- й км. – кирпичный завод.
4. 14- й км. – отсыпка дороги через марь.
5. 18 й км. – 1- е прорабство.
6. 25- й км. – 2 е прорабство.
7. 32- й км. – 3- е прорабство.
8. 35- й км. – 4- е прорабство.
9. 56- й км. – 5- е прорабство.
10. 72- й км. -6- е прорабство.(«Лесная дача»),п. Теплый Ключ.
11. 75- й км. – запасной аэродром перегоночной авиации «Аляска–Красноярск» 1942 -45гг.
11. Тумат- разведка каменного угля.
12. 84 км. — 7- е Алданское прорабство.
13. 100км. –п. Чистый, 8- е прорабство.
14. 108км. — 1- е Хандыгское прорабство, известковый каръер.
15. 120км. – р. Томпорук. 2- е Хандыгское.
16. 122км. –р. Малиновка.
17. 135км.
18. 139 – р. Тый — Сынага.
19. 145км. –р. Разлука.
20. 152км. – р. Россомаха
21. 154км. — Гипсовый каръер.
22. 160км. — 6- е прорабство.
23. 176км. — Желтый прижим.
24. 186км. — Черный прижим.
25. 198км. – р. Скука. 8-е прорабство.
26. 206км. — 9- е прорабство.
27. 216км. — 10- е прорабство.
28. 226км. — р. Усун — Курунг. 11- е прорабство.
29. 232км. – р. Кюрбелях.
30. 239км. — 12- е Хандыгское прорабство.
31. 248км. – Ур. Заячья петля. 12- е Кобюминское прорабство.
32. 256км. – р. Сеторын. 11- е Кобюминское прорабство.
33. 270км. –р. Каменистый. 10 Кобюминское прорабство.
34. 279км. – р. Дюскан, 9- е Кобюминское прорабство.
35. 284км. – р. Оганья, 8- е прорабство.

ЛАГЕРЯ ЯНСТРОЯ

36. 5км. – Известковый карьер.
37. 17км.
38. 29км.-
39. 42км. – р. Улах. Дорожный участок.
40. 63км. –р. Куранах.
41. 82км. – р. Менкюле, 8- е прорабство.
42. 89км. – 9- е прорабство.
43. Медный, 10- е прорабство.
44. Джалкан.
45. 105км.
46. 136км. – Ольчан1.
47. 155км. – Ольчан 2.
48. – Перевал 1.
49. – Перевал 2
50. 192км. –р. Джуганджа 1.
51. –р. Джуганджа 2.
52. 200км. –п. Тополиное.
53. 212км. –р. Имнекан 1.
54. 225км. – р. Имнекан 2.
55. 245км. – р. Имнекан 3.
56. 270км. –р. Перевал, штрафная командировка 70 з/ к.
57. Озеро Эманджа.
58. Эльчанжа.
59. п. Джебарики – Хая. Добыча каменного угля.
60. Сендучен – добыча мышьяка 34 – 35гг.
61. Хрусталь – добыча горного хрусталя (севернее Тополиного).
62. Нолучу.

Кладбища зеков были в Хандыге, Теплом Ключе, Улахе. Лагеря ликвидированы в 1956г.
З/ К с большими сроками вывезены самолетами в Батагай.

Автор: Андрей Старовойтов

Старовойтов Андрей Юрьевич 1966 года рождения, Русский. Проживаю в п. Хандыга по сей день. Тружусь в ОАО АКБ РОСБАНК, ведущий специалист ИТ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.