Джук-Джак — хранитель тайны

Представляем вашему вниманию документальный сюжет о туристическом маршруте, пройденном турклубом «Лидер» (руководитель Иван Игошин), с участием хандыгских журналистов и польских исследователей. В рамках похода была предпринята очередная попытка изучения района, где, по неподтверждённым данным, в годы второй мировой войны, располагался аварийный аэродром для самолётов, перегоняемых из США в СССР по лендлизу. Сюжет создан сотрудниками телевизионной студии посёлка Хандыга, в 2005 году.

Продолжительность — 18 минут. Видеофайл размещён на сервере mail.ru и доступен для просмотра в оригинальном телевизионном разрешении. Ранее мы уже публиковали этот ролик, в худшем качестве, на сервере, который в настоящее время недоступен. В данном случае, видео хостинг mail.ru имеет неоспоримое преимущество, поскольку видеоматериалы на нём хранятся вечно и доступны для просмотра в любое время суток, из любой точки планеты.

Редакция сайта благодарит за сотрудничество Нину Ханарову.

Юдома — август 2008 года

Юдома — река в Якутии, правый приток реки Маи (бассейн реки Лены). Исток реки находится на северо-западном склоне хребта Сунтар-Хаята (старое название — Становой хребет). Юдома образуется слиянием двух рек: Ниткан и Авмя. В верховьях река течёт на юго-юго-запад, затем поворачивает к юго-западу и северо-западу, где пересекается с дорогой в Охотск — это место прежде называлось Юдомский Крест, здесь находилась телефонно-телеграфная и разъездная станция на трассе Якутск — Охотск. Трасса в свою очередь, называлась Охотский тракт. Далее река направляется к юго-западу и к югу, затем к западу и юго-западу, а в низовьях, около реки Бык, поворачивает на юго-юго-запад и впадает в реку Маю, с правой стороны.

Течение извилистое и быстрое, берега крутые, много подводных камней, порогов и мелей. Весной сильно разливается, затопляя долину в устье. Судоходна на 217 километров от устья. Общая протяжённость — 765 километров.

 

 

 

 

 

 

Благодарим за предоставленные фотографии Ивана Игошина.

Драка в Хандыге — подробности из центральных СМИ

Мы уже писали ранее о тревожных событиях, произошедших 11 мая этого года, в Якутске: тогда в городе произошли несанкционированные массовые протесты граждан, едва не переросшие в межнациональное противостояние. В той же публикации было упоминание о массовой драке в Хандыге, произошедшей несколькими днями позже.

К сожалению, никакой подробной информации, а уж тем более разъяснений официальных служб и районной власти по поводу произошедшего, не появилось. Либо, эти публикации не попали в интернет. Тем не менее, вопросы наших посетителей (особенно бывших хандыгчан) остаются. Поэтому, приводим фрагмент публикации из типичной «жёлтой» газеты «Московский Комсомолец»:

Интересно, что в отдаленном якутском поселке Хандыги произошли еще более ожесточенные межнациональные столкновения. Директор местной строительной фирмы, уроженец Армении Рафик Манукян, избил сотрудника полиции. Местная молодежь (якутская и русская), взбудораженная этой информацией, закидала бутылками с зажигательной смесью автомобиль Манукяна и общежитие, где проживают армянские строители.

Как стало известно редакции нашего сайта от очевидцев событий, термин «межнациональные» можно считать спорным, хотя и одними лишь бытовыми мотивами произошедшего ЧП не объяснить. Что же касается фактов, то по другой версии, джип участника беспорядков в Хандыге сгорел будучи помещённым на штрафную стоянку, под арест.

Очевидно, что по укоренившейся «советской» традиции, представители власти пренебрегают общением со СМИ, замалчивая проблему и уповая на то, что «само рассосётся». Хотелось бы надеяться, что будет именно так. Однако, исторический опыт (особенно новейшей российской истории) доказывает обратное.

Пожары в Якутии

Ситуация с лесными пожарами в России остается сложной. Сейчас в регионах зафиксировано 146 очагов возгорания. Наиболее тяжелая обстановка — в Якутии. Там горит почти сто тысяч гектаров тайги, причем с каждым днем площадь пожаров увеличивается. Главы трех районов Якутии из-за напряженной ситуации с лесными пожарами ввели на территории своих муниципалитетов режим чрезвычайной ситуации.

Как сообщил в четверг представитель республиканского управления МЧС России, режим чрезвычайной ситуации действует в Намском, Таттинском и Амгинском районах Якутии, сообщает «Интерфакс».

«В этих районах ситуация с лесными пожарами сложилась напряженная. Сейчас там работают группы спасателей дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, службы спасения Якутии, десантники-пожарные специализированной авиационно-пожарной службы Красноярского края и Магаданской области», — отметил представитель управления.

Он добавил, что необходимости вводить режим чрезвычайной ситуации в других районах Якутии в настоящее время нет, отмечает РИА «Новости».

Между тем в десяти районах республики и городе Якутске действует особый противопожарный режим, населению запрещено выходить в лес и разжигать костры. Стоит вопрос о запрете весенней охоты на турпана.

Столицу Якутии заволокло дымом от лесных пожаров. В четверг смог стал еще гуще. Медики рекомендуют жителям не выходить на улицу, а окна в домах плотно закрывать. Из-за нулевой видимости прервано паромное сообщение по Лене, передают «Вести.ru».

«Получили распоряжение судам встать. Дым на реке. Дальше километра ничего не видно. Не знаем, насколько это протянется все», — рассказал капитан теплохода Олег Машинский.

По словам представителя управления, сильное задымление в Якутске вызвано пожарами в соседних районах и на территории городского округа, и сохранится, пока не будут ликвидированы пожары или не переменится ветер. Представитель управления также отметил, что группировка МЧС в республике продолжает наращиваться. Активно на тушении пожаров задействованы вертолеты Ми-26 и самолет Ил-76 авиации МЧС. «Всего за сутки авиацией МЧС России произведено 46 сбросов воды общим объемом 548 тонн», — сказали в ГУ МЧС.

Тыры — дорога на Нежданинское

Публикуемый ниже ролик — пример того, как не надо форсировать водные преграды. Строго говоря, форсированием это назвать сложно, поскольку дорога на протяжении многих километров пролегает по речной долине. Другого пути нет, но есть вариант подождать. Это не весенний длительный паводок, вызванный таянием снега, а всего лишь дождевой, летний. А ожидание на берегах северных рек — процесс, привычный для местных жителей.

Тем не менее, отсутствие опыта прохождения подобных маршрутов и спешка заставляют водителей совершить ряд фатальных ошибок. Чем это заканчивается — в подробностях показано на экране. Продолжительность ролика — 8 минут.

Примечание: съёмка любительская, на телефон, видео опубликовано без монтажа, оператор неизвестен, ролик для публикации предоставил Иван Игошин.

Этнографическая экспедиция «Хандыга 2011»

Уважаемые Земляки! Во второй половине июля месяца, этого года, мы (хандыгчане, постоянно живущие на «материке»), запланировали двухнедельную поездку в родные края. Идея активно обсуждалась с осени прошлого года и сейчас можно уверенно говорить, что событие состоится. Куплены авиабилеты до Якутска, определён точный состав участников «материковой» группы — шесть человек. В Хандыге к нам присоединятся ещё несколько человек. Руководитель группы — Иван Игошин.

Якутия - озеро на востоке республики

Изначально, наш маршрут был запланирован как повторение экспедиции, пройденной в августе 1992 года: из аэропорта «Хандыга» самолётом АН-2 в Нежданку, из посёлка Нежданинское к реке Сунтар на автомобиле «Урал», далее пешком на вершину горы Палатка (в тот, кстати, раз вершины не достигли), спуск в долину Сунтара, сплав до Магаданской трассы, возвращение в Хандыгу на автомобиле. Единственная задача группы — отснять максимум качественного видеоматериала в строго ограниченных временных рамках.

Однако, после проведения переговоров и оценки затрат (времени и финансов), стало ясно, что такое путешествие в столь сжатые сроки невозможно. По этой причине, нами выбран облегчённый вариант маршрута, который позволит отснять наиболее значимые исторические и природные достопримечательности района и прилегающих территорий.


Просмотреть Хандыга, Томпонский район на карте большего размера

На представленной выше схеме, составленной с помощью службы «Карты Гугл», нанесены некоторые точки, через которые пройдёт наш маршрут. Все желающие могут дополнить схему своими предложениями. А мы, тем временем, обращаемся ко всем сочувствующим за подмогой.

Друзья! Для проведения нашей этнографической экспедиции, группе из 9-10 человек необходимы:

— микроавтобус или вахтовка для доставки пятерых (5) человек из аэропорта Якутска в Хандыгу (прилёт 18 июля, в 11:35) и обратно (вылет 29 Июль 2011, в 13:25);
— автомобиль «Урал», «Камаз» или подобный, с водителем, бортовой или грузопассажирский, на семь (7) суток, для перемещения по трассе;
— две (лучше три) моторные лодки, с моторами, с владельцами или без, на десять (10) суток;
— грузы для подводных погружений, 15 килограмм.

Мы готовы выслушать и обсудить любые конструктивные предложения. Для связи можно использовать форму комментариев на этой странице или обращаться по электронному адресу: shinkareff@gmail.com