Крупный алмаз найден в Якутии

Уникальный алмаз весом 136,35 карата добыт на обогатительной фабрике N12 Удачнинского ГОКа АК «Алроса». Цвет камня очень редкий — медово-желтый. Размер кристалла составляет 33 на 23 миллиметра, он неопределенной формы, с наличием природного и механического скола.

«Такие крупные алмазы — редкость, в прошлом году, например, самый крупный из добытых алмазов был весом менее 100 карат», — сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь Удачнинского ГОК Ирина Валявина.

По внешним характеристикам кристалл обладает ярко выраженной индивидуальностью и неповторимостью: он неопределенной формы, медово-коричневого цвета, чистый внутри. Пройдя весь цикл обогащения, камень имеет природный механический скол, составляющий около 10%.

«Алмазу предстоит процедура оценки, после чего правлением АК «Алроса» будет принято решение о дальнейшей судьбе кристалла. Например, он может быть помещен на хранение в Гохран России», — сказала Валявина. Также она отметила, что обычно камням такого размера дают собственное имя.

Самый крупных из найденных в Якутии алмазов получил имя «XXVI съезд», его вес составлял 332 карата.

Примерно равный найденному на Удачнинском ГОКе алмаз, носящий имя «Регент», хранится во французском Лувре — его вес 136,75 карата.

Автодорога Эльдикан — Хандыга

Уважаемые земляки! Расскажите (кто в теме), о состоянии республиканской автомобильной дороги «Алдан», от Хандыги до Эльдикана. По сведениям из сети, она успешно строится. Правда, за два года, прошедшие с момента начала строительства, конкретики в новостях на эту тему не прибавилось. В отчёте Главы Томпонского района Республики Саха (Якутия) о социально-экономическом развитии за 11 месяцев 2010 года, упомянуто о вводе в эксплуатацию двух пусковых комплексов, строящейся автодороги «Эльдикан — Хандыга» (автомобильная дорога «Алдан») на участке «296 километр — Хандыга», протяженностью 7,8 км. Других подробностей нет.

В средствах массовой информации не удалось найти упоминаний о точных сроках сдачи объекта, однако официальные источники (например, таблица на сайте ykt.ru, называют 2008 — годом начала, а 2015 — годом окончания строительства участка Хандыга — Джебарики-Хая. Вместе с тем, в бюджете Республики, финансирование строительства этого участка ограничивается 2013 годом.

Правда ли, что на постройку пятидесяти трёх (53) километров дороги будет потрачено 7 лет?

Для полноты информационной картины, приводим публикацию по теме. Она датирована июнем 2009 года.

В Томпонском улусе дан старт реализации проекта новой республиканской автомобильной дороги «Алдан», длиной более 310 км., которая соединит районный центр Хандыга с рабочим поселком Эльдикан в Усть-Майском районе. По большому счету эта дорога, в будущем, откроет выход на две федеральные автотрассы — «Колыма» и «Амга». Первый этап стройки Хандыга — Джебарики-Хая, протяженностью 52 км, обойдётся в 6 млрд. рублей. А история этого проекта такова.

… В декабре 1939 года на берегу реки Алдан, в устье безымянного ручья, который сегодня называют Больничным, изыскатели экспедиции Михаила Константиновича Карпова поставил первые палатки. А весной тут появилась на двух столбах доска с надписью «Пристань Хандыга» С нее началось строительство и развитие современного поселка Хандыги.

… Осенью 1943 года у Черной горы «зажгли» первый уголь. Хотя известное нам упоминание о джебарикинских углях относится к 1849-ому году. А в августе 1949 года шахта Джебарики-Хая выдала на-гора первые 3 тысячи тонн каменного топлива.

В 1949-ом году появляется проект железной дороги Якутск — Хандыга — Магадан. Естественно, и вопрос строительства автомобильной дороги до Джебарики-Хая стал актуальным. Однако, решить его в те годы было невозможно. И он остался мечтой для томпонцев, которые никогда не забывали, что при первом же удобном случае эту мечту надо осуществить на деле.

К середине 60-х появилась робкая надежда. Было уже открыто богатейшее месторождение золота «Нежданинское» (гора Сказка), Верхне-Менкеченская свинцово серебряная зона, Акылкинская медно-вольфрамовая провинция. В «верхах» серьезно поговаривали о строительстве в горах Южного Верхоянья горнодобывающих комбинатов. В 1966-67 годах на четвертом километре от Хандыги развернулось строительство металлобазы Хандыгтехснаба. И, окрыленные надеждами хандыгчане, от нее повели дорогу на берег Восточной Хандыги по направлению в Джебарики-Хая. Но, проходили годы, а дело стопорилось. Видно, не судьба! И только нынче, наконец, дорожные строители вызваны на старт!

В минувший четверг — 4-го июня — здесь на 5-ом километре состоялось деловое рабочее совещание с подрядными организациями, на котором обсуждены все технические, финансовые и проектные вопросы, а также организационные мероприятия по приобретению лицензий, отвода и аренды земель, карьеров, разрешительной документации.

На совещании с субподрядчиками, которое проводил генеральный директор выигравшей тендер на строительство ООО «Корпорация Трансстрой — Восток» Александр Дудников, присутствовали все заинтересованные стороны. Генерального заказчика представлял Александр Шестопалов — генеральный директор ГУ «Дирекция по строительству автомобильных дорог в Республике Саха (Якутия)», от РИК — Эдвардас Микалаюнас, от ОАО «Проекттрансстрой» — Игорь Лаповок.

Перед этим все участники проехали по строительным пикетам, посмотрели разворот работ, поговорили с рабочими, провели летучку на месте строительства малого и большого мостов через реку Восточная Хандыга, сверили все с чертежами.

Мы попросили подвести итог рабочей поездки и первого организационного совещания Артура Николаевича Алексеева – руководителя оперативной группы, заместителя генерального директора ООО «Корпорация Трансстрой – Восток».

Артур Алексеев

Вчера мы провели первое рабочее совещание на новом для нашей корпорации «Трансстрой — Восток» объекте — строительстве автодороги Хандыга — Джебакрики-Хая Дорога очень нужная не только улусу, но и всей республике. Когда она дойдет до конечной точки, то поставки каменного угля с шахты Джебарики -Хая, наконец, будут осуществляться во все населенные пункты Усть-Майского, Томпонского, Оймяконского и других улусов не сезонно, как это делается уже десятки лет, а круглосуточно. Думаю, что не далеко время, когда высококалорийный уголь этой шахты будет востребован и в другие улусы республики

Мы рассмотрели объемы выполненных работ и остались очень довольны разворотом субподрядных предприятий. Начата отсыпка первых пикетов стройки строго по проектной оси . Просека полностью прорублена до реки Восточная Хандыга. Это немногим более 8 километров.

И подошва дорожного полотна в полную ширину, по сути, в черновом варианте отсыпана почти по всей длине и пока без финансирования. Это солидный объем работ. Осталось немногим более 500 метров до соединения новой республиканской дороги с федеральной дорогой «Колыма» на 5-ом километре от пос. Хандыги.

Мы почувствовали, что такими темпами и с таким желанием, которое демонстрируют местные подрядные дорожные организации, у нас хорошие перспективы.

Еще мы думали развернуть здесь собственное подразделение, но учитывая мощности уже задействованные на первых километрах дорожными строителями, а также то, что эти организации являются в улусе бюджетообразующими, руководство корпорации решило максимально использовать опыт и мастерство местных строителей и дорожных служб.

По сути, мы выполняем поручение Президента Якутии, который недавно провел в Томпонском улусе совещание и призвал предпринимателей смелее втягиваться в новые стройки и промышленные проекты в крае.

У наших субподрядчиков сегодня есть, конечно, вопросы по финансированию, по проекту дороги, а первому серьезному барьерному мосту через Восточную Хандыгу (около 400 метров)..

Нам надо успеть уже в этом году дать возможность линейным подразделениям по временному варианту перейти речную преграду и выставить там свою технику, которая поведет дорогу дальше.

Строить мосты на новой трассе будут мощные мостостроительные организации России, прекрасно зарекомендовавшие себя на многих больших стройках — это Сибмост из Новосибирска и Амурмост из Хабаровска. К сожалению, на строительство мостов такого масштаба и сложности мы не можем привлечь наши республиканские отряды мостовиков, потому что тут много специфической, технологически новой и трудоемкой работы, изготовление спецконструкций и мостовых деталей. В республике нет ни технических баз, ни подготовленных кадров.

Во всех других случаях, согласно подписанному договору о сотрудничестве между корпорацией и республикой мы будем максимально загружать работой республиканские предприятия и строительные отряды всеми видами работ.

Сегодня на дороге развернули свои базы предприятия «Сахадортранс» (рук. Матыка Михаил)», ОАО «Дороги Саха» (рук. Валерий Малышев), а также ФГУП-135 (Сергей Валеев), которое уже давно базируется в Томпонском районе.

Это предприятие качественно выполнило большой объем работ при ликвидации грунтовых разрывов на федеральной дороге «Колыма» в прошлые годы. Это зрелый и многоопытный коллектив профессионалов, способных с честью выполнять высокие требования по строительству дорожных объектов. Мы уверены, что и нашу дорогу они сделают с надлежащим качеством, в поставленные сроки.

Побывав на разных пикетах стройки мы убедились, что программа этого года будет выполнена в полном объеме и с гарантиями. Вообще, по договору генподряда, строительство линейных объектов у нас рассчитано на 2 года, а по большому мосту через Восточную Хандыгу — на 3 года

Однако при сохранении темпа, который уже взят строителями, и при должном финансировании мы сумеем сократить на год строительство моста. Здесь прямой резон. Дорогу надо продолжать дальше — на Эльдикан, и заминка на мосту на целый год может существенно повлиять негативно на все строительство. Нам ни к чему усложнять дело. Конечно, будут сложности, будут вопросы, но мы знаем, что все они технического характера, поэтому при необходимости вполне решаемы.

Автор Артем Гарский
Министерство транспорта связи и информатизации РС(Я)
09.06.2009

Кругликов Александр — нужна информация

Доброе время суток! Помогите найти следы моего деда по отцовской линии. Есть фотография, датированая 1942 годом, на какой-то реке, с надписью «Батыгай 1942 г.». Фамилия Кругликов, Александр Михайлович (фамилия возможно была другая). Может кто-нибудь знает или слышал про такого человека? Могу отправить фотографию, где дед изображен с группой молодых людей. Мой E-mail: santehtorg2007@mail.ru

Завершены работы на ВЛ-35

На день раньше срока завершены ремонтные работы на ВЛ-35кВ «Хандыга – Крест-Хальджай», проведенные энергетиками Томпонского РЭС Центральных электрических сетей ОАО АК «Якутскэнерго» под руководством главного инженера ЦЭС Михаила Варейкиса и подрядной организацией – «СтройЭлектроМонтаж».

С 29 по 31 марта ими была отремонтирована анкерная опора №240, на 8 метров увеличен габарит опоры №241 и смонтирован трос через реку Томпо.

Напомним, что в 2009 году в результате весеннего паводка смыло переходную опору №242, стоящую на островке р. Томпо. Тогда ВЛ-35кВ «Хандыга – Крест-Хальджай» протяженностью около 72 км, которая является единственной линией электропередачи, обеспечивающей электроэнергией п. Крест-Хальджай Томпонского улус, была восстановлена Центральными электрическими сетями по временной схеме электроснабжения. В пролете опор №241 – 243 (с расстоянием между ними 770 метров) был натянут стальной трос.

Из-за того, что во время сильного подъема уровня воды в период весеннего паводка 2010 года трос опасно соприкасался с водой, энергетики приняли решение увеличить габарит опоры №241 на 8 метров путем наращивания ее фундамента, что и было сделано на прошлой неделе. К тому же это является гарантом устойчивости опоры в половодье нынешнего года. Что касается опор №242 и 243, находящихся на противоположном берегу от опоры №241, в настоящее время они в удовлетворительном состоянии и не требуют к себе повышенного внимания. Так что энергетики убеждены: этой весной никакой угрозы смыва и обрушения опор на данном участке ЛЭП нет.

Тем не менее, в качестве превентивной меры для спокойного прохождения предстоящего паводка, а также для обеспечения надежного электроснабжения потребителей п. Крест Хальджай с 1 апреля на ВЛ-35кВ «Хандыга – Крест-Хальджай» начался второй этап ремонтных работ. За две недели на линии, чей возраст составляет более четверти века, будет заменено 38 устаревших опор, в том числе 8 анкерных.

Во время проведения ремонта по согласованию с МО «Баягантайский наслег» (п. Крест-Хальджай) линия обесточивается. Однако, несмотря на многодневные дневные отключения, никакой нехватки электроэнергии потребители не ощутят: для нужд населения Центральными электрическими сетями установлена дизельная станция мощностью 200 кВт. А четыре котельные поселка обеспечат электроэнергией дизель-генераторы ГУП ЖКХ РС (Я), за что энергетики чрезвычайно коммунальщикам признательны.

Виталий Козлов, инженер ПТС ЦЭС ОАО АК «Якутскэнерго»

Рейд «Белый шум» продолжается

Сегодня днем команда путешественников, отправившаяся на снегоходах покорять просторы и горы Оймяконского улуса, вновь вышла на связь. Рейд «Белый шум» проходит успешно. Сегодня после горной части маршрута — подъема на гору Муус Хая — путешественники возвращаются на базу, которой служит метеостанция Агайкан.

Один из участников экспедиции сообщил, что штурм Муус-Хая прошел успешно. Впечатлениями также поделился организатор рейда «Белый шум» Олег Шуман: «Мы получили огромное удовольствие от поездки, все целы и невредимы, все побывали на вершине, на границе с Хабаровским краем. Более того, можно сказать на территории края, что подтвердят данные GPS- навигатора. К сожалении, погода не благоприятствовала, было снежно, туманно, некоторых вершин не видно».

К выходным экипаж планирует вернуться в Якутск.

 

 

Напомним, что в состав экспедиции, которая стартовала 27 марта, вошли руководитель Олег Шуман, оператор Андрей Рукавишников, а также Олег Аристархов, Вадим Максимов, Юрий Борисов, Алексей Матюшов, Станислав Волков. Самые экстремальные моменты, запечатленные в ходе поездки, организаторы обещают показать на пресс-конференции, которая состоится во вторник, 5 апреля, в студии «Навигатор», в 14 часов, по адресу: улица Орджоникидзе, 39.