Томпонский районный суд в интернете

На просторах рунета обнаружен очередной, полезный для жителей нашего района, ресурс: сайт Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия). Разумеется, это не самостоятельный веб-узел, а часть портала, который называется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «ПРАВОСУДИЕ». Отчасти — по причине централизации, отчасти — по исконно российскому разгильдяйству, сайт далёк от совершенства. Как, впрочем, и все федеральные мегапорталы (изготовитель — ФГУП НИИ «Восход»).

Информации немного, структурирована она нелогично, дизайн (или хотя бы фирменный стиль) отсутствует, при этом сайт работает удивительно медленно. Однако, самое важное реализовано: на сайте есть адрес и телефон организации, карта проезда, сведения о рассмотрении уголовных и гражданских дел (даты, лица, другие данные), а также работающий раздел для обращений граждан. В общем, в закладки.

Томпонский районный суд:
678720, Республика Саха (Якутия),
Томпонский район, пгт. Хандыга,
ул. Молодёжная, д. 10.
Тел-факс: (41153) 41369
E-mail: judge@khan.sakha.ru

Бабушка

Это не возраст и не паспортные данные, и даже не самочувствие. Это социальный статус, такая вот семейная должность. Как на работе, где есть начальники, замы, офис-менеджеры, водители. Так и в семье — должна быть бабушка. Моя едина в нескольких лицах. Мудрый советчик, капризный ребенок. Ссоришься с ней, миришься, но без нее трудно. То она меня приводит в чувство, то я ее. То она меня жизни учит, то я ее.
Читать далее «Бабушка»

Хандыгчане спасают храм

Верующие в якутской Хандыге начали бить тревогу еще в сентябре: из-за долгов за ЖКХ местный Петропавловский храм коммунальщики отказались подключать к отоплению. Их можно понять: за 4 года существования церковь накопила больше миллиона долгов, а для их оплаты нет средств.

— Когда храм открыли в 2006 году, никто и не вспомнил о том, что за услуги ЖКХ надо платить, — говорит журналист из Хандыги Людмила Винокурова. — Проблема нарастала как снежный ком.

Хандыга - церковь

Что делать? Навестить на церковь замок, пока не решатся проблемы с финансами? Может быть, и так. Но тогда здание перемерзнет — температуры ниже 50 в здешних местах не редкость. Самое опасное — погибнут фрески, иконы, созданные этим летом художниками из Нижнего Новгорода. Верующие в отчаянии обратились за помощью к населению небогатой Хандыги.

— Мы напечатали объявление в районной газете с просьбой к людям о помощи, — рассказывает староста храма Петра и Павла Ирина Романенко. — Я пошла в администрацию района. Понятно, что власти не имеют права выделять деньги на храм. Но оплата за тепло слишком большая.

С миру по нитке жители поселка насобирали больше 70 тыс. рублей. Из организаций Хандыги откликнулись пока только судебные приставы и ЖКХ. Со своей зарплаты приставы, задача которых — собирать долги, а не гасить их за свой счет, выплатили в казну управляющей компании жилищным фондом 4,5 тыс. рублей. А в ЖКХ решили пересчитать плату с храма и брать деньги не с кубометров, а по фактическому потреблению тепла. Поставили счетчики и, несмотря на огромный долг, подключили отопление. А пока в храме Хандыги надеются, что в Якутске найдутся богатые меценаты из числа уроженцев здешних мест или просто состоятельные якуты, которые помогут расплатиться с долгами.

Автор Ольга Липчинская
Источник
Автор фотографии — Виталий Немцев

Наши предки

Этим летом на территории Верхоянского района работала саха- французская археолого- этнографическая экспедиция. Ученые провели раскопки по маршруту Тарагана (речка Сартанг) – Боронук (река Яна) – Бетенкёс (река Адыча) и сделали большое научное открытие. В местности Бюгюйэх, в грунтовом погребении, археологи обнаружили следы кремации человека.
В археологической практике Якутии впервые зафиксирована кремация тел у якутов в средние века. Ранее о существовании кремации было известно лишь из записей русских исследователей 18- го века, которые описывали рассказы местного населения о том, что когда- то якуты не только хоронили, но и сжигали своих покойников.

Совместная работа якутских и французских археологов была начата еще в 2002 году с переписки между ректором Якутского университета Анатолием Алексеевым и директором Антропологического центра имени Поля Сабатье города Тулуза. А с 2004 года начались совместные исследования. За это время исследователи саха- французской экспедиции успели поработать в Чурапчинском, Таттинском, Мегино- Кангаласском, Сунтарском и Нюрбинском районах. Финансирование экспедиции и все расходы на проведение дорогущих радиоуглеродных и дендрологических анализов взяла на себя французская сторона.

В составе экспедиции из Якутии работали кандидат исторических наук Сергей Колодезников, заведующий отделом археологии и этнографии Музея имени Ярославского Василий Попов и археологи Музея археологии и этнографии ЯГУ Аркадий Шараборин, Лия Алексеева, Иван Обутов. С французской стороны приняли участие археологи Жан Франсуа Пэрэ, Сильви Дюшен, Эруан Бертелот, художник- реставратор Кристиан Петит и директор лаборатории молекулярной антропологии из Тулузы, руководитель группы Эрик Крюбези.

ГЛАВЫ УЛУСОВ ЗАПРЕЩАЛИ УЧЕНЫМ ТРЕВОЖИТЬ ДУХОВ

Заведующий отделом археологии и этнографии краеведческого музея Василий ПОПОВ:
— У нас нет средств для самостоятельного изучения древних погребений, поэтому совместная работа с французами — большая удача. Правда, в нашей работе мы столкнулись с непониманием местного населения и властей. Они препятствуют изучению захоронений, ссылаясь на то, что мы своими раскопками тревожим духов прошлого и тому подобное. Для нас непонятно, как современные люди с высшим образованием могут не понимать важности таких работ. Мы ведь специалисты! И эти раскопки, прежде всего, нужны для того, чтобы больше узнать о культуре наших предков. С таким отношением мы встретились в селе Болтого Чурапчинского улуса, когда замглавы даже попытался созвать референдум по этому вопросу. А в этом году в Верхоянском районе глава Томтора пытался нам препятствовать. Непонимание властей сильно мешает в работе. Вместо того, чтобы помогать, они, наоборот, нам мешают. Древнюю материальную и духовную культуру якутов можно реконструировать только путем археологических исследований. Остальные науки могут дать только дополнительные материалы.

К сведению глав администраций улусов — никакими референдумами нельзя запретить проводить археологические раскопки. Существует закон Российской федерации «Об объектах культурного наследия народов Российской федерации» (2002 г., ст. 45, п. 8), на основании которого обладатель «Открытого листа» может подать исковое заявление в суд о возмещении расходов экспедиции. Сегодня открытые листы, где прописаны маршрут и цель разведки, выдает Министерство культуры России.

В том же самом Болтого мы увидели варварское отношение к древним захоронениям. Сами же жители, строя дорогу, разворошили старинные захоронения. Повсюду валяются кости… Как это можно назвать?

После якутской Кулун- Атахской культуры (XIV—XVI вв.), исследованной Анатолием Игнатьевичем Гоголевым, раскопки поселений на территории Центральной Якутии не проводятся. Французские археологи- исследователи изучают только древние погребения, так как их цель — реконструкция этнической истории путем генетических исследований. Раньше радиоуглеродные, дендрологические датировки якутских погребений не проводились из- за отсутствия финансов. Благодаря французским исследователям доказано, что из исследованных погребений на территории Центральной Якутии пять датируются XV веком. Тем самым мы установили, что грунтовые погребения у якутов существовали до прихода русских первопроходцев.

— Как выглядели наши предки?
— Рост мужчин в среднем – 170- 180 см. Рост женщин – 160- 170 см. Ничего удивительного я здесь не вижу. Люди- то жили в чистой среде, питались здоровой натуральной пищей, вели размеренный образ жизни. Уменьшение роста якутов началось с конца XVIII века. В XIX веке начинается обнищание населения из- за уплаты ясака. Ясак раньше платили натурой – пушниной, затем перешли на денежный платеж. И если раньше якуты занимались коневодством, что гораздо проще в содержании, то с приходом казаков пришлось перейти на содержание крупного рогатого скота, потому что говядина больше ценилась. В целом товарно- денежные отношения усилили эксплуатацию и общее обнищание простого люда.
— А, собственно говоря, кем они были, древние якуты?
— Якуты – пришлый народ. Все коренные народы в какое- то время пришли. Вопрос — когда, в каком веке, в какое время. Видимо, коневодческие племена начали осваивать территории южной и центральной Якутии с раннего железного века (V век до н. э.– V век н. э.). Последняя волна переселенцев заканчивается в XIII- XIV веках. В этногенезе якутов участвовали местные палеоазиатские, коренные и пришлые тюркоязычные племена, есть гены монголоязычных, тунгусо- маньчжурских племен, поэтому якуты очень сложный народ по этногенезу.
— Василий Васильевич, французские исследователи взяли с собой на исследования какие- то генетические и этнографические материалы?
— Ничего не взяли, потому что у нас слишком много препятствий. А надо бы! В 2004 году мы подписали договор о совместной работе, где имелось соглашение о вывозе найденных материалов для реконструкции во Францию, а также для выставления в экспозиции в музее Тулузы. Таким образом, исследования в Якутии были бы окуплены, а после уже и возвращены обратно в республику. Но наше сотрудничество притормозилось из- за бумажных формальностей, теперь вот в связи с переименованием университета в Северо- Восточный федеральный. Вся ранее оформленная документация переоформляется. Нашу работу тормозят не только на местах исследований, но и в других инстанциях.

В СРЕДНИЕ ВЕКА ЯКУТЫ ЖИЛИ ДО 16 ЛЕТ

Эрик КРЮБЕЗИ, руководитель французской группы:
— До Якутии мы отработали в Монголии, Казахстане и Бурятии и были очень удивлены хорошим сохранением погребений и предметов в них. Собираемся продолжить наши исследования на территории Верхоянского района. О высокой культуре якутов говорят найденные захоронения лошадей. Их не просто закопали в землю, там имеются внутримогильные камеры, намогильные сооружения. Также были зафиксированы обряды применения огня – кремации человека и обряд очищения огнем.

Как исследователей, нас интересовала и причина смерти людей того периода. Проведя исследования захоронений, мы выяснили, что продолжительность жизни была очень короткой. Большинство умерло в возрасте 15—16 лет от туберкулеза легких, костей. Очень много захоронений совсем младенцев.

Мумии дошли до нас в хорошем состоянии благодаря огромным деревянным намогильным сооружениям и различным герметическим работам при захоронении. Это, например, наличие двойных и даже тройных деревянных срубов, берестяное покрытие внутримогильных камер в несколько слоев, а также заделка щелей срубов, покрытий березовым варом.

Также был собран этнографический материал – луки, наконечники, чороны, различная утварь и одежда. Установили мы и давнюю связь с Китаем: в украшениях присутствует бисер и бусы. Наша совместная работа будет продолжена и дальше и, надеюсь, откроет еще больше тайн. Уже сейчас мы можем сказать, что освоение северных территорий было постепенным. В XV веке была заселена центральная часть Якутии, а начиная с XVII века якуты начали продвигаться на север.

Ксения ЭВЕРЕСТ

Мистика Усть- Майского района

Конечно, Якутия славится своими загадочными достопримечательностями, такими, как озеро Лабынкыр, где, говорят, водится чудовище сродни Лохнесскому. Или долинами реки Вилюй, где спрятаны металлические полусферы, оставленные то ли инопланетянами, то ли исчезнувшими цивилизациями, с находящимися в них, как сообщается в рассказах немногочисленных охотников, скоропостижно скончавшимися после увиденного то ли пришельцами, то ли роботами. Или все тем же набившим оскомину чучуной, тут и там замеченным в пьяном или трезвом виде людьми. Но на этом маленький официальный список достопримечательностей почему- то заканчивается. Однако я уверен, что во всех улусах республики есть места, славящиеся своей таинственностью и мистичностью.

Призрак шаманки в исчезнувшем поселке

Хочу рассказать вам о поселке Аяя в Усть-Майском улусе, расположенном на реке Мая в 60 километрах от районного центра, местности в горной части этого же улуса. Там с высоты птичьего полета видны странные полосы, где не растут деревья. Эти полосы сродни огромным наскальным рисункам на горных плато в долине Наска в Южной Америке. Но все по порядку.

Аяя был обычным сельскохозяйственным поселком, где жили крестьяне, трудившиеся в советское время в колхозе. К своему закрытию, а это где- то середина 50?х годов, поселок был довольно крупным и насчитывал тысячу жителей. Сразу скажем, что закрылся он не ввиду своей аномальности (это- то все стало замечаться потом), а по причине укрупнения колхозов, согласно политике Хрущева, пришедшего после насадившего их Сталина. Укрупняемые колхозы просто собирали в единые центры, вместе с хозяйством переводя в новые места и самих крестьян. Так приказал долго жить и поселок Аяя. И все бы ничего, да вот после того, как оттуда уехали люди, там стали происходить странные вещи.

Вот что рассказал мне Василий Степанов, житель поселка Усть- Мая: «Мой отец говорил мне, что своими глазами несколько раз наблюдал жуткие вещи, в потусторонности которых не было малейшего сомнения. По его словам, в Аяе жила женщина-шаманка. То, что она там была, подтверждают и пожилые жители Усть-Мая.

Мой отец, собирая однажды с друзьями на месте бывшего поселка дикорастущую там жимолость, находясь отдельно от всех на реке у поселка, заметил в некотором отдалении от себя одиноко стоящую пожилую женщину. Заметил он ее как раз в тот момент, когда она пристально глядела на него. Только заприметив старушку, увидел, как она протянула к нему свою правую руку и указательным молча поманила к себе. Отец не стал подходить к ней, а наоборот, почувствовав неладное, ушел к своим. Там он рассказал об увиденном. Каково же было его удивление, когда ему сообщили, что он, возможно, видел дух шаманки, жившей раньше в Аяе. Ее призрак уже наблюдали жители Усть- Маи, приезжающие сюда ловить рыбу и собирать ягоды.

Но на этом встреча отца нашего героя с духом шаманки не закончилась. Вот что он еще рассказал мне: «Однажды мой отец вместе с другом отправились в Аяю ловить рыбу. Ловили ее на озере у поселка. Они сидели вдвоем в лодке, причем друг отца — на носу лодки, а отец на корме. Судно ни с того ни с сего почему- то вдруг стало раскачиваться. И вдруг отец заметил, что друг испуганно показал на что- то, находящееся внизу справа от отца. Каково же было удивление папы, когда он увидел рядом с собой появившуюся из реки руку, которая раскачивала лодку. Причем явно с целью перевернуть ее. Поняв, что паника ни к чему не приведет, а только усугубит ситуацию, он попросил подвинуться товарища, потом хладнокровно взял весло и огрел им раскачивающую лодку руку. Едва он это сделал, как из воды вырвалось прозрачное существо в человеческий рост и, оставляя мелкие следы на воде, как если бы по ним бросили камень- блинчик, с диким ревом побежало по воде к противоположному берегу. Существо потом ходило по противоположному берегу реки и охало от боли. Люди до сих пор боятся ездить на то озеро и верят, что, если взять оттуда оставленные прежними жителями вещи, у взявшего их человека произойдет несчастье».

Кстати, поселок после закрытия полностью исчез с лица земли, видимо, сгорел при лесном пожаре или же был унесен крупным наводнением, коих с той поры было предостаточно. А вот старинное поселковое кладбище с его оградками и крестами до сих пор стоит в целости и сохранности, и многочисленные лесные пожары обходят его стороной. Этому я сам лично свидетель.

Космодром инопланетян?

Кроме поселка с обитающей там шаманкой есть в горах Усть- Майского улуса место сродни долине гигантских наскальных рисунков на плато Наска в Южной Америке. Странные полосы на таежном ландшафте разглядеть можно только с высоты птичьего полета. И они так же, как и полосы в долине Наска, претендуют на звание космических взлетно- посадочных площадок.
Обнаружил их геолог Павел Петрович Серкин, работавший в 70?х годах в Якутии. Заметил случайно, когда летевший из Усть- Маи в Аллах- Юнь самолет по какой- то причине уклонился от курса и сделал крюк, прежде чем сесть в назначенном месте.

Вот как он сам описывает в Интернете то, что ему удалось наблюдать: «Увиденное было мне непонятно, и лишь спустя годы, когда стали рассказывать об НЛО и неразгаданных тайнах планеты, я узнал о взлетно- посадочных полосах в Андах и, кажется, понял, в чем дело. Было это летом 1978 года. Через 45 минут полета по маршруту Усть- Мая — Аллах- Юнь внизу начинаются обширные отроги Джугджурского хребта. На неровной гористой поверхности становятся видны сразу три широких, примерно в 30–40 метров полосы, очень странно расположенные. Одна длинная, две коротких, и все вместе они пересекаются в одном месте. Точкой их пересечения является небольшое горное озеро, в которое впадает один ручей. Полосы совершенно свободны от растительности, на них нет никаких остатков: ни от деревьев, ни от кустарников. Центральная полоса, поднимаясь от озера по склону горы, как бы сквозит через скалы, потом метров триста- четыреста проходит по гребню горы, захватывая оба склона. Расставшись с гребнем, уходит в северную даль. Из- за неровностей рельефа конец полосы не виден с самолета, летящего на высоте 800–1000 метров.

В этой местности в то время не было поселков, дорог. Лес беден, климат очень суров. Но откуда полосы? Если это просеки и их сделали топографы или работники лесной пожарной охраны, то по указанию какого безумного начальника полосы проходят, пренебрегая трудностями рельефа, через озеро, скальные утесы и по гребню горы?».
Что же это на самом деле? Заброшенный секретный объект или действительно космодром, построенный разумными существами и сохранившийся с незапамятных времен? Ответ на этот вопрос могла бы дать научная экспедиция, но ее пока что еще никто не проводил. В любом случае усть- майская земля имеет свои аномалии, и верится, что список загадочных мест Якутии будет еще пополняться.

Денис Мизигирев
Газета «Якутия»

Шаманские могилы

Леденящая кровь тема – шаманские захоронения. Сколько легенд о них ходит по Якутии, сколько мистики в этой теме, которая даже в ХХ1 веке, теперь уже при помощи новых технологий распространяется по миру и не перестает волновать любого, в ком есть хоть капля древней крови саха.

Многочисленные случаи, передаваемые из уст в уста или зафиксированные в разных источниках, работах и СМИ, позволяют предположить, что мистическая сила, сосредоточенная в местах шаманских захоронений, обладает определенным интеллектом. Она откликается на смиренные просьбы о помощи, Она воспринимает ритуал покаяния, и Она же страшным образом мстит за нанесенные оскорбления. И наказание в таком случае вполне соразмерно преступлению.

Приведенные далее примеры тем более интересны, что те же ученые, кропотливо фиксирующие артефакты, найденные на могилах, всевозможные случаи, явно связанные с беспокойством древних захоронений, никак не анализируют.

В статье использованы работы Айыы ойууна (Белого шамана), профессора Владимира Кондакова и поэта, писателя, главного редактора газеты «Якутия» Владимира Федорова.

Историки свидетельствуют о трех типах захоронений в Якутии: воздушные, подземные и сжигание. Последний тип – сжигание был нехарактерным, но все же встречался. Второй тип – подземное захоронение стал особенно активно распространяться с ХVII века с русской колонизацией и введением христианства. Третий тип захоронения, воздушный – наиболее древний.

Основных причин тому две. Во- первых, суровая зима, которая в сочетании с вечной мерзлотой на большую часть года превращала землю в сплошной ледовый монолит, в котором не так- то просто было вырыть могилу. Вместе с тем очень маленькая плотность населения и наличие огромных лесных массивов позволяли без всяких санитарных проблем размещать в них редкие захоронения, буквально «тонувшие» в тайге.

Второй причиной воздушных похорон были сохранившиеся языческие традиции, существовавшие тогда не только на территории современной Якутии и не только среди предков нынешних саха. Они практиковались на сопредельных таежных территориях у многих северных, северо- восточных народов вплоть до монголов.

Не всем сегодня известно, но далекие предки европейских славян и их соседи когда- то, еще до погребальных костров, хоронили своих усопших подобным образом. Отсюда и идут русские народные сказки, например, о царевне, спящей в хрустальном гробу, подвешенным на цепях. А если вспомнить под этим углом описание «избушки на курьих ножках» и «бабы яги – костяной ноги», у которой «нос уперт в потолок, голова – в стену, ноги – в дверь», то становится ясно, что речь именно о воздушном погребении. Тогда понятен и суеверный страх, охватывающий добрых молодцев перед случайно обнаруженной и вроде бы безобидно лесной «избушкой».

Для сооружения арангаса саха (а также эвенки, юкагиры, эвены) выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте примерно 2- х метров соединяли перекладинами. На эти перекладины и устанавливался гроб, представлявший из себя выдолбленную колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола. Специальные фиксаторы и клинья плотно прижимали верхнюю часть колоды к нижней и неподвижно закрепляли весь гроб на помосте. Иногда, чтобы корни деревьев меньше прогнивали, их обнажали, снимая сверху дерн и действительно превращая их в «курьи ножки». Образцы таких захоронений можно увидеть в Музее Дружбы под открытым небом в с. Соттинцы Усть- Алданского улуса.

С приходом русских и православия священники стали требовать от своей паствы «христианского погребения». «Варварскими» и опасными с точки зрения ширившихся эпидемий представлялись арангасы и советским властям. Так что похороны в земле были окончательно узаконены.

Но поскольку шаманы были главными выразителями традиционной культуры, то для них вплоть до первых лет советской власти продолжала сохраняться традиция воздушного погребения. Поэтому, обнаружив сегодня в тайге древний арангас, можно почти со стопроцентной уверенностью предположить, что он принадлежит ойууну или удаганке. Однако шаманские могилы требуют к себе почтения независимо от того, какой тип захоронения применен.

Некоторые арангасы сохранились до наших дней еще и потому, что существовал достаточно строгий ритуал перезахоронения шаманов, особенно великих. Останки каждого из них лежали в арангасе, пока он не разрушался естественным образом. Однако сибирская лиственница необычайно прочна, она способна удерживать арангас и больше века. В таких случаях, потомки совершали обряд перезахоронения ровно через 100 лет. Из уст в уста передавали следующему поколению необходимую информацию, чтоб не пропустить важную дату. Второй раз перезахоронение шамана проводили опять через 100 лет, или раньше, если арангас разрушался. В третий раз останки предавали земле. Потомки шамана внимательно мониторили состояние воздушного захоронения, каждый раз принося подарки. В то же время старались не беспокоить его без лишней надобности. Каждый раз шаманом совершался древний ритуал. Арангас сооружали девять юношей, еще не познавших женщину. В жертву приносили жеребца черной масти с белой мордой.

В ответ на такую заботу шаман продолжал хранить своих потомков и оказывал помощь в трудных ситуациях. Чтобы получить помощь шамана, приходили на его могилу и просили предка вслух или мысленно. Иногда негромко стучали по арангасу или надмогильному сооружению в виде домовины.

Преданиями зафиксированы случаи, когда при конфликтах или физических столкновениях с агрессивно настроенными чужаками, пострадавший потомок шамана получал помощь. Черный вихрь срывался с места, разбрасывал по сторонам обидчиков и их скарб. Случалось, зарвавшихся гостей секли молнии и град, нередко они сходили с ума. Иногда помощь была выражена не столь ярко внешне, а носила созидательный, гуманитарный, целительский характер. Но не все шаманы становились заступниками своих потомков. Это характерно для шаманов, служивших светлым силам, пишет Кондаков.

Но если родовичи сами забывали перезахоронить предка или неуважительно относились к его памяти, он сам напоминал им о себе, являясь в снах или видениях. Если и это не имело действия, наступали репрессии по отношению к собственному роду ойууна.

И, конечно, шаманы продолжают охранять свои могилы всеми доступными способами от чужаков. Перейдем к примерам, в большинстве своем описанным журналистом и писателем Владимиром Федоровым.

Самое древнее захоронение шаманки на территории Якутии находится в местности Родинка на Колыме. Открыл его археолог С. П. Кистенев. Все находки были сданы в институт, а кости отправлены в Санкт- Петербург для радио- углеродного анализа, который показал, что останкам шаманки 3, 5 тысячи лет.

Лет через 10 в местности раскопок несколько семей построили себе дачи. А яму от раскопа превратили в мусорную свалку. Почти сразу же новоявленные дачники, несмотря на красоты природы, стали ощущать гнетущую, тяжелую атмосферу, на них навалились хвори и неприятности. А к одной из дачниц стала являться женщина… Только тогда дачники стали интересоваться, в каком же месте они поселились. Они даже отыскали археолога, от которого получили исчерпывающую информацию. Раскоп был очищен, над ним поставили соответствующую табличку, видимо, не раз было испрошено прощение. Это происходило в нескольких километрах от Черского, где, понятное дело, сорванные миграционными потоками ХХ века переселенцы ничего не знали о местных традициях и обычаях.

А жителям якутских улусов хорошо известны возможные последствия беспокойства шаманских могил, поэтому и спрос с них строже. Помогать этнографам селяне не считают нужным. В одном центральном улусе Якутии на несколько сел окрест лишь один мужчина проговорился ученым, да и то, будучи нетрезвым. По его наводке ученые нашли богатый арангас женщины, одни массивные золотые перстни чего стоили! Но радость была недолгой. Один из участников экспедиции сошел с ума, а другой оглох. Неприятности разного рода прокатились и по жителям окрестных сел.

Шаманские могилы оберегают себя не только от людского любопытства, будь он даже научно- исследовательский, но и наступления техногенной цивилизации. В эвенкийском селе Куберганя Абыйского улуса решено было построить взлетно- посадочную полосу. Однако старики с самого начала подняли шум, что нельзя строить в отведенном месте – вблизи находится могила шамана. Но в стране торжествующего атеизма взлетная полоса была построена там, где ее и запланировали.

Приехало начальство, прошел торжественный митинг, а потом по случаю праздника решили прокатить на самолете местных ребятишек. Они радостно набились в Ан- 2, самолет пробежал по взлетной полосе и неожиданно замер. По случаю праздника, в поселке оказалась полноценная комиссия. Осмотрели Ан- 2 и глазам своим не поверили! Отказ двигателя и поломка винта, что на практике одновременно, в общем, очень маловероятно. Иные крестились, благодаря, что все это произошло на земле. А старики пояснили, что шаман пожалел детей.

Другим повезло меньше. Вечером в речке, в которой купались все, утонул бригадир строителей. Его жена, прибывшая на похороны, не могла поверить, что в таком месте можно утонуть. Не прошло и месяца, как от аппендицита, перешедшего в перитонит, умер второй строитель. Очередной рейсовый Ан- 2, пробежав все взлетные 700 метров, так и не смог взлететь. А по нормам достаточно и 400 метров. Самолет вылетел на пеньки просеки, и люди не погибли только потому, что второй пилот на краю площадки резко сбросил газ. Первый же пилот был потрясен всем случившимся и целую неделю был практически невменяем.

При разборе причин происшествия, не только эксперты, но и прибор- самописец подтвердили абсолютно правильные действия пилотов и полную исправность всех систем самолета. И объяснить происшествие можно было только мистикой.

Наконец, выводы сделали, и было принято решение, идущее вразрез со всей коммунистической идеологией. Разыскали стариков, которые так яростно выступали против строительства и попросили их совершить особый ритуал, испрашивая прощение у шамана. За государственно- совхозный счет была принесена и жертва в виде бычка. После этого обряда неприятности прекратились.

Другая история случилась в селе Эльгеска Верхоянского улуса. Ровную площадку перед могилой шамана, жившего в Х1Х веке, облюбовали под аэродром. И опять нашелся старик, который долго ходил по районным властям и доказывал: «Нельзя!». И снова никто не хотел слушать. Утвердили проект, начали работы. В первое же лето довольно близко подошли к захоронению и словно на невидимую черту наткнулись. Трактора и бульдозеры, как заколдованные, ломались один за другим. Шло пассивное сопротивление. Протоптавшись до холодов, бросили «незавершенку».

Следующей весной началось новое наступление на шамана. И пришлось шаману защищать свою могилу более действенным методом. Вскоре утонул тракторист. Тогда бригадир, доведенный до отчаянья, направился к шаманской могиле, в сердцах ткнул в нее палкой и даже плюнул со словами проклятья. Конец бригадира был страшным – он сначала полностью ослеп, а потом умер от страшных головных болей. Площадку так и не достроили…

Авиационно- шаманскую тему можно продолжить эпизодом, связанным с самой известной удаганкой Якутии, красавицей Анной Павловой – Удаган Дохсурума. Рассказы о ней собрал и систематизировал Айыы ойуун Владимир Кондаков, с которым они принадлежат к одному роду, восходящему к легендарному Дуо5а боотуру. Анна Павлова и после смерти никому не давала себя обижать. Однажды лесорубы обосновались близко от ее могилы. Но у них сгорел балок, потом начались разного рода неприятности. В общем, лесорубы убрались подальше. Потом в этом месте решили тянуть газопроводную ветку, ведь это Вилюйский улус, нефтегазовые месторождения. Но опять ничего не вышло. Газопровод пришлось пустить в обход могилы удаганки, что вызвало удорожание проекта. Наконец, над могилой шаманки стали летать вертолеты. Однако летчик, поставленный на эти рейсы, вскоре запросился на другие рейсы. Он пояснил, что всякий раз, когда он летит над определенной местностью, в небо взлетает грозная женщина, у всякого способная вызвать ужас. Летчика подняли на смех, а его коллега вызвался добровольцем: «Придумал какую- то летающую бабу, лишь бы от работы уклониться! Дайте мне этот маршрут!». Его вертолет рухнул… Маршруты полетов изменили. Теперь могилу Анны Павловой – Удаган Дохсурума никто не беспокоит.

Не всегда соприкосновение с шаманскими могилами вызывает ужас и панику. Иногда соприкосновение с шаманскими могилами становится знаком грядущей инициации. Два таких случая описаны Владимиром Кондаковым. Однако, надо оговориться, что один из этих случаев произошел с ним самим, а другой – тоже с великим шаманом. Так что примеры нехарактерны.

Духи ушедших шаманов не желают мириться с изменениями, происходящими в обществе. Они требуют исполнения обязательной программы культа. Удивительные события, связанные с перезахоронением шамана произошли в 1930- х годах в Горном улусе. Их детали собрал учитель села Бэс- Кюель И. Павлов, в 90- х годах опубликовавший их в районной газете на якутском языке. Этой историей занимались органы НКВД, что придает случившемуся особую окраску и достоверность.

Ойуун Монньогон, чье имя переводится с якутского как Черная смородина, жил полтора- два века до описываемых событий. При жизни он пользовался доброй славой целителя. В положенное время потомки его перезахоронили. А в 20- 30 годах ХХ века он стал все чаще беспокоить потомков, хотя арангас выглядел вполне прилично. Мооньогон жаловался, что его заливает дождями, а на кисти правой руки истлело сухожилие, потому палец закатился под спину. Его необходимо вернуть на место и закрепить. В прежнее время, просьбу шамана выполнили бы немедленно, но во время борьбы с пережитками прошлого и нарождающегося культа личности, родственники робели. Наконец, терпение у шамана лопнуло, и начались «репрессии». Несчастные потомки оууйна оказались между двух огней. Пришлось им выбирать, либо исполнить родственный долг и навлечь на себя гнев властей, либо продолжать ощущать немилость Монньогона.

Победили родовые связи. Летом смутного 1937 года сельсовет Атамая провел сталинский ысыах в честь новой конституции. А после этого мероприятия, без лишнего афиширования, провели перезахоронение Монньогона. Ответственным за это мероприятие был назначен председатель колхоза «Красная звезда» А. С.Максимов, а обряд провести приглашенный ойуун Омокун.

Присутствующие 80 человек убедились, что на правой кисти действительно не хватает одного пальца. Его нашли под спиной, закрепили сухожилием от жертвенного жеребца. Но это был не самый волнующий момент перезахоронения. Голосом ойууна Омока Монньогон потребовал себе провожатого, поскольку опасался, что не найдет дороги. В древности якуты вместе со знатным человеком хоронили и провожатого, обычно мальчишку- стремянного. Но как быть толпе колхозников? Добровольцев уйти на тот свет досрочно не нашлось. Тогда Монньогон сообщил, что в таком случае с ним отправится на тот свет камлающий ойуун, но в таком случае, всех потомков будет преследовать рок. У ойууна Омока начались судороги и он начал заваливаться, когда сделал шаг вперед 70- летний Григорий Федоров, который сообщил, что достаточно пожил на этом свете и готов быть провожатым.

Собравшиеся перевели дыхание, но Монньогон еще раз всех напугал, вещая голосом Омока: «Из- за сегодняшнего дня в будущем вас ждет большая неприятность. Она случится по вине одного молодого человека и дойдет до суда. Но вы говорите только правду и потерпите несколько месяцев. Я сам явлюсь в городе к кому надо, и ваши страдания на этом закончатся».

С чувством исполненного долга родичи разошлись по домам. В том числе и Григорий Федоров. Он спокойно отдохнул после ысыаха, поел, распорядился детям по хозяйству, лег спать и… умер. Хоронили его всем миром, как героя.

Вскоре дела в Атамае пошли на лад – исчезли болезни, прекратился падеж скота, стали возвращаться прежние беглецы. Но однажды приехал молодой ревизор- уполномоченный из райцентра. Не застав на месте председателя колхоза, он решил просмотреть документы и обнаружил папку «Дело по расходам Старика» со всеми ведомостями и денежными расходами. Молодец быстро сообразил, какую на этом деле можно сделать карьеру.

Так родилось следственное дело «по хищению госсобственности, религиозной пропаганде и убийству», давшее право в соответствии со знаменитой статьей 58 назвать главных виновников «врагами народа». Председатель колхоза, шаман, два активных помощника были арестованы, а остальных участников мероприятия стали вызывать на допросы. Шел 1937 год. НКВД спустило в райотдел указание максимально раскрутить дело и устроить громкий, показательный процесс. Понятно, что такая фактура бывает редко, и многие могли получить заветные звездочки, профессиональную славу и продвижение по службе. Жертвам НКВД выскользнуть из этих ежовых рукавиц было немыслимо, нереально.

И вдруг… Главный прокурор республики приказал «прекратить дело за отсутствием состава преступления». НКВД- шники ничего не поняли, ведь они положили столько сил. А дело- то было верное. Видимо, Монньогон и в самом деле явился в городе к кому надо, решили земляки и вздохнули с облегчением. Так, усилившийся из- за перезахоронения дух шамана проникся проблемами потомков и помог разрулить проблемы, в которые они попали из- за него.

История имеет продолжение. В середине 70- х на могилу шамана наведались этнографы. С ними был и фотограф. Перед уходом, у фотографа пропали документы и бумажник с деньгами. Все кругом обшарили – но не нашли. Такое вот жертвоприношение получилось. И пленка оказалась просвеченной, и все лето беднягу преследовали напасти.

Не повезло и кинорежиссеру Алексею Романову, который, работая над фильмом «Орто дойду» («Срединный мир»), решил запечатлеть перезахоронение Айыы ойууна – останков великого шамана Эргиса в Хангаласском улусе. Сначала киногруппа не нашла арангас. Затем две ночи подряд кинорежиссер видел тень, надвигающуюся на детскую кроватку сына и звук колокольчиков. Но и тут он не сделал выводов. Наконец, когда киногруппа добралась до арангаса, все услышали ржанье, хотя никаких жеребцов поблизости не было. Затем увидели огромного орла в небе, каких не бывает в природе. В конце концов, на поляну обрушился сильнейший вихрь со снегом. И вся обстановка говорила о том, что в этой местности происходит что- то мистически- ужасное. Люди спаслась бегством, и на этом общение киногруппы с великим шаманом закончилось. Ну, не хотят шаманы привлечения публичного внимания к местам своего упокоения.

Не только техника, даже природные стихии отступают перед шаманскими могилами: и огонь, и вода. Общеизвестны многочисленные случаи, когда таежные пожары обходят стороной шаманские могилы. А вот свежий пример водной стихии, уважившей шамана. Якутяне помнят огромное наводнение 1998 года. Не обошло оно и село Чериктей Усть- Алданского улуса. Многие дома оказались в воде по самую макушку, и их хозяевам пришлось спасться в каменном здании двухэтажной школы в центре села. И оттуда сельчане наблюдали такое чудо. Мощное течение оторвало террасу от избы покойной Веры Николаевны Рожиной – целительницы и ясновидящей, и отнесло метров на сто вниз. Потом стихия, как бы поразмыслив, сначала остановила похищенную часть жилища, а потом аккуратно вернула на место. Сельчане были потрясены, тем более, что они называли Рожину Удаган- Вера. И дом ее, с которым произошло все это, — давным- давно нежилой – стоит своеобразным памятником знаменитой землячке. Люди верят, что время от времени хозяйка в нем гостюет. А когда сошла вода, сельчане опять были удивлены. Во всех затопленных домах полы были покрыты толстым слоем ила и грязи, печи рухнули. И только в доме Удаган- Веры, пол блистал чистотой, а печь была совершенно суха. Половодье обошло и сельское кладбище, где покоится Удаган- Вера.

Возвращаясь к интеллекту мистической силы, заключенной в шаманских могилах, можно предположить, что со смертью шамана умирает только физическое тело. А астральная сущность – Ийэ- кыл остается, так же, как и его духи- помощники. В своих работах Айыы оуйуун Владимир Кондаков называет этот феномен связью с Космическими силами, которая после смерти шамана не только не исчезает, а, наоборот, усиливается. В старину саха считали, что такую космическую связь шаман поддерживал еще 44 года, в отдельных случаях – 250 лет, а великие шаманы — до 400 лет.

Нельзя считать, что при соприкосновении с шаманскими могилами, человек получает по заслугам только за стиль поведения в этот краткий эпизод своей жизни. Это слишком примитивный подход. Владимир Кондаков называет такой контакт «проявлением неписанных сил Вселенной». При соприкосновении с этой силой, ВСЕ СЛОВА и ДЕЙСТВИЯ человека проходят тщательную «ревизию», а человек «отвечает перед всей Вселенной за свои поступки». Получается, шаманские захоронения – это места силы, момент истины, или, если хотите, страшный суд, который происходит на земле.

И в заключение цитата от Владимира Кондакова: «Пусть хранятся древние тайны, пусть никто не мнит себя всезнающим и всемогущим. Древние тайны, в том числе и шаманские могилы, при кощунственном и неуважительном к ним отношении, очень опасны, шутки с ними не проходят».

Использованная литература:
1. В. А.Кондаков «Тайны сферы шаманизма».
2. В. Н.Федоров «Воители трех миров».

София Булчукей
ИА SakhaLife