Отставка Вячеслава Штырова

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова. Как сообщает пресс-служба Кремля, глава государства принял отставку чиновника по его собственному желанию. Как передает «Интерфакс», временно исполняющим обязанности главы региона указом Медведева назначен глава регионального правительства Егор Борисов. Указ президента вступает в силу со дня его подписания.

Как сообщил первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, «отставка Вячеслава Штырова вызвана личными обстоятельствами». Президент положительно оценивает деятельность Штырова на посту главы Якутии, заявил первый замглавы администрации президента журналистам.

Как отметил представитель Кремля, «за время работы Штырову удалось многое сделать для социально-экономического развития региона». Сурков сообщил, что Дмитрий Медведев в понедельник в телефонном разговоре с Штыровым поблагодарил его за работу и выразил надежду на то, что его способности как государственного управленца высокого уровня обязательно будут востребованы.

Вячеслав Штыров был избран президентом Республики Саха (Якутия) 13 января 2002 года. 7 декабря 2006 года вновь утвержден на этом посту. Он родился 23 мая 1953 года в поселке Хандыга Томпонского района Якутской АССР. Окончил Дальневосточный политехнический институт по специальности инженер-строитель (1975). Кандидат экономических наук. В 1986-1988 гг. занимал должность заместитель заведующего отделом строительства Якутского обкома КПСС. В 1991 году был назначен министром строительства и инвестиций Якутской — Саха ССР.

В декабре 1991 г. Штыров избран вице-президентом Республики Саха (Якутия). С 1992-1996 г. — вице-президент и председатель правительства республики. С 1996 по 2002 год — президент АК «АЛРОСА». С декабря 1997 по январь 2002 года — народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Егор Борисов родился 15 августа 1954 г. в с. Чурапча Чурапчинского района Якутской АССР. С 2003 года до настоящего времени — занимал пост председателя правительства Якутии. Ему 55 лет. Доктор экономических наук; академик Российской Экологической Академии. Награжден Орденом Дружбы.

Страницы истории — школьные фото

Доброе время суток всем. Вот, наткнулся в фотоархиве на три фотографии, на мой взгляд, уникальные. Попробую их прокоменнтировать. По первым двум фото, Шинкарев Сергей может меня поправить, он в теме. Итак, первая фотография — это в «Манчарах», год где-то то 81-й, восьмой класс, агитбригада «ЭСПАДА».

После очередной победы (или наоборот мандраж перед выступлением и мы типа распеваемся). Справа налево (фамилии могу путать, поправьте, кто помнит): Сергей Зайцев или что-то в этом роде, Караченцев Карадчин Игорь, Шинкарев Сергей, Виктор (по-моему, фамилию не помню), Старовойтов Андрей, Миша Попов. Какую песню пели — не помню, но что-то патриотическое.

На второй фотографии у Гены Заплаткина дома. Год тот же, сверху вниз на фотографии: Заплаткин Гена, Старовойтов Андрей, Караченцев Карадчин Игорь.

Кстати, где он сейчас (по непроверенным данным, вернее по слухам, где-то в Волгограде, на какой-то Радио станции работает)?

На третей фотографии восьмой класс «А» Хандыгской средней школы, то есть мой родной класс. Классный руководитель Ирина Павловна Жиляк.

Отставка вице-президента

Парламент Якутии (Ил Тумэн) принял сегодня постановление о досрочном прекращении полномочий вице-президента Республики Саха Евгении Михайловой в связи с ее назначением ректором Северо-Восточного федерального университета, передает ИТАР-ТАСС.

Президент Якутии Вячеслав Штыров в докладе на сессии Ил Тумэн подчеркнул глобальное значение создания Северо-Восточного федерального университета для Республики Саха и всего Дальневосточного региона. «Новому ректору, назначенному на этот пост распоряжением правительства Российской федерации, предстоит решать сложные задачи», — подчеркнул Штыров.

Он отметил огромную работу Евгении Михайловой на предыдущих государственных постах министра образования, заместителя председателя правительства и вице-президента Республики Саха (Якутия), выразил благодарность за совместную плодотворную работу и пожелал успехов в высокой должности ректора университета, которая потребует огромных усилий и творчества.

Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Виталий Басыгысов от имени депутатского корпуса объявил Михайловой благодарность за совместный труд на благо республики.

Евгения Михайлова родилась в 1949 году в селе Сунтар Якутской АССР. В 1972 году окончила физико-математический факультет Якутского госуниверситета имени Максима Аммосова. В течение 11 лет работала учителем математики, затем — инспектором, заведующей Ярославским районным отделом народного образования Якутска. В 1996 году была назначена первым замминистра образования Якутии, а через год — министром образования республики. В феврале 2003 года назначена заместителем председателя правительства республики, а марте 2007 года избрана на должность вице-президента Якутии.

Экономическая эффективность Дальстроя

Исторический опыт свидетельствует: освоение новых территорий нередко сопровождалось созданием особых организационных структур, призванных консолидировать усилия, резко увеличивать темпы проникновения государства в новые районы. Потребность в таких структурах усиливалась при исчерпанности старых схем развития территорий, кризисе старых форм освоения.

Суперорганизация — это монопольная структура, созданная высшей исполнительной властью государства, под ее патронажем и непосредственным руководством для освоения обширных (новых) пространств в целях использования уникальных ресурсов в национальных интересах, решения геополитических задач.

Неотъемлемые атрибуты суперорганизации — абсолютизм цели, жесткая внутренняя вертикальная иерархия, делегированные государством огромные властные полномочия, автономная система жизнеобеспечения (территориально-отраслевой каркас освоения), система производства и накопления информации и планирования.

Суперорганизация везде рождалась в результате объединения многочисленных мелких хозяйственных структур, одновременно резко расширялись задачи освоения, властные полномочия и функции «головной» структуры. Стимулом к ее созданию выступали сверхценность ресурсов, подрыв первоначальных сырьевых запасов, рост издержек их добычи, неспособность мелких предпринимателей продолжать освоение.

Начальный период — это самый яркий этап жизни суперорганизации, выдвигающий творцов — организаторов освоения (в Российско-Американской компании А. Баранов, 1799-1818; в тресте «Дальстрой» Э. Берзин, 1932-1937), характеризуется целенаправленными сверхусилиями тысяч людей. В этот период суперорганизация слабо иерархически структурирована, ее деятельность направлена на быстрое создание территориально-отраслевого каркаса освоения, снижение информационной энтропии о ресурсах и природных условиях территории. Суперорганизация юридически защищена законодательной властью первых лиц государства, имеет монопольные привилегии на владение ресурсами.

Государственный центр удален от суперорганизации и поэтому наделяет ее как своего наместника на территории обширными властными полномочиями. Деятельность суперорганизации проходит вне рамок административных границ либо еще до их создания.

До образования треста «Дальстрой» в 1914 г. в бассейне Верхней Колымы была обнаружена знаковая золотоносность, а в 1915 г. найдено первое золото в небольшом притоке р.Среднекан. В 1928 г. на базе старательских артелей был создан прииск «Первомайский». Открытие рудопроявлений и россыпей золота связано с Колымскими экспедициями Ю. А. Билибина, В. А. Цареградского (1928-1931гг.).

Освоение золотых месторождений старательским способом не могло решить геополитических задач укрепления восточных рубежей СССР. Ввиду Великой Депрессии на Западе в начале 1930-х гг. соотношение цен золота и промышленного оборудования было необыкновенно благоприятным для экспортных продаж золота с целью закупки станков и оборудования, в которых испытывала острую потребность начавшая индустриализацию Советская Россия. Передислокация десятков тысяч заключенных позволила использовать их труд в новом ареале на этапе пионерского освоения. Все эти обстоятельства объясняют исключительно быстрое развертывание треста «Дальстрой».

Целью его создания были получение в кратчайшие сроки максимального количества золота и использование Дальстроя как базы для дальнейшей длительной эксплуатации территории. Цель освоения корректировалась на каждом этапе развития суперорганизации.

Первый период (1932-1937). Государственный трест «Дальстрой» был создан на базе Верхнеколымского приискового управления «Цветметзолото» в результате расширения его властных полномочий, функций и задач по освоению территории, централизации усилий отдельных старательских групп и предприятий. В первые два года деятельности сохранились реликты прежней старательской организации, с 1934 г. использовался труд заключенных. Горно-промышленное освоение начиналось с бассейна Верхней Колымы, но уже через пять лет оно охватило всю долину р.Колымы и наиболее крупные ее притоки. Расширение зоны деятельности суперорганизации — результат роста геологической изученности территории.

На первом этапе развития трест «Дальстрой» представлял собой приречное таежное полукустарное хозяйство, которое занималось добычей россыпного золота, ловом рыбы, заготовкой дров и лесоматериалов, кирпичным, пекарным, мельничным производством, пошивом одежды, транспортным животноводством. Единый хозяйственный комплекс треста проектировался в долине Колымы:
здесь планировалось построить административный центр, несколько ГЭС, автотрассу Верхняя Колыма — Якутск. До 1935 г. в инвестиционной политике приоритет был отдан строительству трассы Магадан (входная база освоения) — прииски Верхней Колымы, после ее сооружения мощные капиталовложения направлены в горно-геологические работы.

В этот период режим содержания заключенных был мягким: они получали премиальное котловое довольствие, имели возможность досрочного освобождения при перевыполнении норм выработки (осужденные по уголовным статьям составляли более 50% всех заключенных). Это мягкое содержание не было особенностями чисто Дальстроя, но отражало специфику подхода к политическим в тот период. Сопоставление его с другими периодами позволяет говорить об условной «мягкости» этого периода.

Программа помощи колонистам (бывшим заключенным) — ссуды, инвентарь и др. — отражала попытку создать здесь постоянные кадры. На базе отраслей, позволяющих хозяйственно обустроить колониста и его семью, вдоль побережья Охотского моря создавались колонпоселки. Трест использовал их сельскохозяйственную и рыбную продукцию.

Технико-экономические особенности периода: высокие темпы роста капвложений ( в основном в строительство), монометаллодобыча, слабая механизация горных работ, сверхвысокие средние содержания золота в песках.

Важнейшие итоги первого этапа деятельности суперорганизации: создание базы освоения (Магадан и морпорт Нагаево) и трассы освоения (Магадан — прииски), форсирование золотодобычи ( в 1937 г. лидер в СССР), рост геологической изученности территории.

Переход от первого ко второму этапу (1938-1948) сопровождался изменением характера деятельности (коррекцией целей освоения). Дальстрой приобрел черты многоотраслевого, оснащенного техникой треста, официально подчиненного Наркомату внутренних дел. Новым приоритетом в горной отрасли стала добыча олова (до этого СССР импортировал металл из Англии). Административный центр окончательно утвердился в Магадане, который получил статус города в 1939 г.

Качественная структура заключенных изменилась: «политические» составляли около 90%, их было больше, чем вольнонаемных работников, происходило ужесточение лагерного режима, свертывание программы формирования колонпоселков. Во время войны в ресурсном обеспечении Дальстроя заключенными, продовольствием, топливом наблюдались сбои. Усилия треста сосредоточились на повышении автономности функционирования, форсировании стратегически важной оловодобычи.

Основные характеристики второго этапа: пик золотодобычи в 1940 г. (80 т.); в конце 1940-х гг. доля механизированных работ выросла до 50%, объемы капиталовложений в геолого-разведочные работы сравнялись с объемами капиталовложений в строительство. Главные итоги — формирование единого инфраструктурного каркаса в колымских районах (Тенькинская, Омсукчанская трассы, энергоузлы, система расселения), начало горно-промышленного освоения Чукотки.

В деятельности Дальстроя на третьем этапе (1949-1956) проявились кризисные явления — дисбаланс между погашением и приростом запасов россыпного золота, числом заключенных и конвоиров, что резко затормозило хозяйственное освоение территории, привело к сокращению золото- и оловодобычи.

Главная особенность деятельности Дальстроя на этом этапе — переход к эксплуатации мелких россыпных месторождений Колымы, когда на каждом необходимо немного заключенных; уже есть техника, но обязательны конвоиры даже для малых групп заключенных. Бесконечный недостаток конвойных солдат; невыходы на работу по этой причине. При квалифицированности механизированного уже труда цена простоев очевидно была много выше, чем раньше. Ниже, в этот период, темп роста практически всех экономических показателей. Явно обнаружились пределы роста суперорганизации в сложившейся ее специфичной лагерной форме.

Амнистия 1953-1954 гг. обусловила дефицит квалифицированных кадров в горной отрасли ( в конце периода доля механизированных работ достигала 100%). Распад Дальстроя, жестко привязанного к ежегодным «поставкам» заключенных, после исчезновения системы исправительно-трудовых лагерей, образования Магаданской области, взрывающей былое экстерриториальное единство Дальстроя новыми границами с Якутией, Хабаровским краем, стал неизбежен.

Структура Дальстроя

Структура любой суперорганизации включает в себя единую для всех цель освоения, систему жизнеобеспечения, информационную и иерархическую системы. Специфика Дальстроя заключалась в особой роли лагерной подсистемы в его деятельности.

Для успешного функционирования суперорганизации и поддержания ее управляемости необходима автономная система жизнеобеспечения (СЖО) — комплекс производственных, обслуживающих предприятий, баз и трасс освоения, трудовых и технических ресурсов, гарантирующих выполнение стратегических задач государства. Все СЖО удовлетворяют лишь основные человеческие потребности — в пище, примитивном жилье, тепле.

Основные элементы системы жизнеобеспечения треста «Дальстрой» сформировались очень быстро, в первые три-пять лет пионерного освоения территории (создавались в условиях сильного временного прессинга). По мере развития суперорганизации, ее территориальной экспансии происходили наращивание и модификация элементов системы жизнеобеспечения, которая приобретала большую прочность и устойчивость.

Главные особенности СЖО треста «Дальстрой» — существование трех взаимосвязанных подсистем: лагерной, вольнонаемной и народов Севера; специфические механизмы контроля и принуждения для каждой из них, гарантирующие суперорганизации выполнение целей освоения.

Лагерная подсистема

Из порта Ванино пароходами заключенные прибывали в бухту Нагаево, магаданскую малую зону (транзит).В соответствии с заказами приисков и дорожных дистанций людей на машинах по 20-25 человек отправляли в ближние (побережье, трасса до 47 км) или дальние (самые тяжелые) командировки в большую зону (лагеря горных управлений).

Ежедневный энергобаланс — соотношение энергетической ценности пищи и потери энергии на работе — определял потенциал выживания заключенного. Средняя дневная производственная лагерная норма продовольствия составляла в конце 30-х гг. 2100 ккал на одного человека. Ее колебания связаны с различными периодами деятельности суперорганизации (в 1938 г. нормы были ужесточены), с результатами труда (существовали стахановская, ударная, производственная, штрафная нормы — первые две в 1938 г. отменены).

Сопоставление продовольственной нормы и потребления энергии на горных немеханизированных работах (особо высокая интенсивность труда) обнаруживает 20-40%-й дефицит калорий. Продовольственная норма не зависела от вида работ и роста заключенного. Интенсивность труда была главным фактором, определяющим выживание: командировки в горные управления приводили к хроническому дефициту энергобаланса — дистрофии и смерти. Сотни тысяч погибших заключенных — такова цена реализации целей суперорганизации.

Амнистия 1953-1954 гг. (сначала рецидивистов, затем довоенных и послевоенных «политических») дестабилизировала всю систему жизнеобеспечения Дальстроя, была предтечей ее распада.

Подсистема вольнонаемных

До 1934 г. и после 1954 г. в тресте «Дальстрой» были заняты в основном вольнонаемные специалисты ( в 1943-1948 гг. их число превосходило число заключенных). Большинство из них были выходцы из Москвы и Ленинграда, получили хорошее образование, обладали высокой квалификацией и профессионализмом. После войны молодые специалисты направлялись в трест «Дальстрой» по заявкам предприятий (организованным набором) и по комсомольским путевкам.

Вольнонаемные были и заняты в основном производстве (прежде всего в геологоразведке) и многих секторах жизнеобеспечения треста (электроэнергетике, снабжении, автотранспорте и др.). Они были, как правило, аттестованы: статус военного обязывал беспрекословно выполнять все решения руководства. Конфликты с начальником Дальстроя по конкретным вопросам хозяйственного освоения (приемы, темпы, формы) вели к отстранению от должности.

Подсистема народов Севера

Интеграция хозяйственного уклада коренного населения в систему жизнеобеспечения — задача любой суперорганизации, ведущей освоение экстремальных районов. Однако механизмы ее решения специфичны и зависят от времени, экономической модели и политического строя переселенцев.

В суперорганизации Дальстрой основным инструментом принуждения и контроля народов Севера была коллективизация. Первоначально в товарищества и артели объединялись оседлые хозяйства рыбаков и беднейшие кочевые оленеводы, которые частично переходили на оседлость. Образовывались кочевые и национальные (сельские) Советы. Для каюров-эвенов устанавливались твердые задания по перевозке людей и грузов (зимний санный путь на якутских лошадях и оленьих упряжках); возникла новая отрасль — транспортное животноводство. Эвены, камчадалы обязаны были обеспечивать трест мясом, рыбой, пушниной, овощами. Мягкий период в коллективизации длился до 1939 г. (обобществлены почти все хозяйства эвенов, камчадалов Колымы и охотоморского побережья). После территориальной экспансии Дальстроя на Чукотку обобществлялись средние и богатые хозяйства чукчей-оленеводов — самых резистентных к коллективизации. В начале 50-х гг. сопротивление кочевников было сломлено, их коллективизированные хозяйства (колхозы, совхозы) стали основной частью СЖО суперорганизации.

Функционирование Дальстроя невозможно без создания в первые же годы территориального каркаса — баз и трасс освоения — составного элемента СЖО. Закономерности формирования территориального каркаса имеют универсальный характер. Различают тыловые (первоначально порт Ванино, затем Находка, незначительно — Амбарчик), форпостные (порт Нагаево, г.Магадан), очаговые базы освоения — маломощные очаговые базы Дальстроя впоследствии уступили свои функции райцентрам Магаданской области (принцип иерархии). Все они размещены в местах благоприятного экономико-географического положения, выполняют внешние освоенческие функции. По мере освоения территории старые базы передают часть функций новым плацдармам развития ( принцип территориального конвейера).

Большинство трасс направлено от более освоенной к менее освоенной территории, от форпостной базы в глубь континента (принцип меридиональности). Как правило, на пионерном этапе освоения в любой суперорганизации существует несколько транспортных схем завоза грузов и несколько тыловых баз (принцип неединственности тыловых баз).

Основная трасса освоения Магадан — Аркагала (Колымская) была построена в короткие сроки (739 км за 10 лет, основной участок 600 км за 4 года). Вместе с Тенькинской и Омсукчанской трассами она образовала древовидную территориальную линейно-узловую структуру, по которой шло проникновение суперорганизации в неосвоенные золотороссыпные районы. Альтернативная схема завоза грузов (порт Амбарчик — р. Колыма — пос. Дебин) в 1940-е гг. утратила свое значение.

Информационная система

Лишь высшие руководители треста «Дальстрой» обладали полной информацией о его деятельности. Положение на пирамиде власти определяло пределы информированности. Информационные потоки отраслевых управлений жестко замыкались на дирекцию Дальстроя. Жесткость управления обеспечивала оперативность и достоверность проходящей по иерархическим уровням информации. Система индикатора треста была изначально асоциальна и отражала лишь результаты его хозяйственной деятельности.

Информационная система Дальстроя представляла собой три взаимосвязанных «банка» знаний, функциональные цели которых заключались в изучении территории, оперативном управлении, плакировании деятельности суперорганизации. Анализ динамики показателей геологической изученности (доля ассигнований на геолого-разведочные работы в госкапвложениях, их плотность и структура) позволил оценить тенденции развития всей информационной системы Дальстроя.

Доля затрат на информацию (ассигнований в геолого-разведочные работы) в госкапвложениях закономерно возрастала в процесс с эволюции суперорганизации:
в 1932-1937 гг.она составля-ла 13,7%; в 1938-1948 гг. — 33,9%; (от 19,5 до 46,6%); в 1949-1956 гг. -44,3%. Их рост опережал территориальную экспансию в суперорганизации: 1932-1937 гг. — 51,1 руб/кв.км ( от 13 до 84);
1938-1948 гг. -81,2; 1949-1956 гг.- 185,9 руб/кв.км (распределение инвестиций в геологоразведку считается равномерным по площади). В структуре инвестиций первых лет доминировала разведка золота, в начале 1950-х гг. — оловоразведка.

Подсистема оперативной информации содержала более 70 показателей деятельности треста. Набор индикаторов отражал специфику Дальстроя как «комбината особого типа», по словам И.В.Сталина. Статистика трудозатрат деятельность Дальстроя детальна, трудовые ресурсы — основной лимитирующий фактор в деятельности суперорганизации: в лагерной системе механизмы естественного воспроизводства не работали, а суммарный трудовой энергопотенциал в межнавигационные периоды только уменьшался (смерти, болезни, эпидемии). Приоритетные задачи освоения, субъективные оценки руководителей определяли территориальную, временную, отраслевую структуру занятости и трудозатрат.

Подсистема директивной информации

Трест «Дальстрой» — структурный элемент советской экономики 1930-1950-х гг., управление которой осуществлялось методами централизованного директивного адресного планирования на принципах прямых и обратных связей (нисходящие информационные потоки — директивы Наркомата внутренних дел, дирекции Дальстроя, детализированные плановые задания — контрольные цифры и др. — для управлений и отделений; восходящие — «встречные» повышенные обязательства и всеохватывающие плановые показатели), учета слабого звена (лагерной подсистемы СЖО), сбалансированности и пропорциональности.

Нормативы выработки, котлового довольствия и др. — основа функционирования лагерной подсистемы СЖО; управление деятельностью десятков тысяч заключенных — государственная задача суперорганизации. Частично использовалась союзная нормативная база ГУЛАГа, ряд показателей разрабатывался в Управлении Северо-восточных исправительно-трудовых лагерей.

Иерархическая структура — системное единство четырех уровней организации треста «Дальстрой»: Главное и политуправление -отраслевые управления — отдельные лагерные пункты — подлагпункты. Отсутствие отраслевых главков (все управления непосредственно замыкались на Главное) повышало оперативность руководства, одновременно перегружая Верх текущей информацией и бременем ответственности за решения. Сильные вертикальные связи суперорганизации контрастировали со слабыми горизонтальными: нижние звенья иерархической структуры были автономны и почти не имели контактов между собой.

«Сборка» оргструктуры Дальстроя начиналась с построения лагерной вертикали (управление — лагерь — подлагпункт), на которую наращивались отрасли хозяйства. Распад также начался с лагерной вертикали — амнистия заключенных, создание Магаданской области и сетки районов, переход к ним функций административного управления стали мощными факторами дезинтеграции Дальстроя.

Функциональная структура представляла собой отраслевое строение треста «Дальстрой», ее специфика — тесное переплетение хозяйственной и лагерной составляющей: сеть лагерей придавала оргструктуре суперорганизации внеотраслевой характер, нейтральный к специфике деятельности управлений (горных, строительных, транспортных и др.).

Отраслевая структура треста значительно эволюционировала с 1932 по 1956 гг., что было неизбежным следствием диверсификации освоенческой деятельности Дальстроя при сохранении консервативного к переменам лагерного стержня. Наиболее зрелая и глубоко иерархическая эшелонированная структура возникла сначала в «ядре» — горной отрасли (управление — прииск (лагпункт) — участок (подлагпункт).

Позже аналогичная вертикаль появилась в СЖО: агропромысловый, строительный секторы, снабжение, транспорт. Лишь в конце существования Дальстроя институционально оформилась вертикальная структура в информационной системе (ВНИИ-1, Дальстройпроект и др.).

Территориальная структура представляла собой совокупность горно-промышленных управлений Дальстроя, включавших «ядро», секторы СЖО и информационную систему.

Итоги функционирования

Деятельность суперорганизации «Дальстрой» — четвертьвековой фрагмент 60-летнего хозяйственного освоения Северо-Востока России, начальный этап формирования территориальных горно-промышленных комплексов, систем расселения, инфраструктурного каркаса. Вклад производственного ядра в совокупный региональный продукт Северо-востока составил треть золота, олова, 3% вольфрамового концентрата.

Оценка экономической эффективности суперорганизации выделяет иерархию государственных целей (экономических, геополитических, социальных) при ее создании и дальнейшем развитии.

Издержки добычи олова, вольфрама, кобальта за все время деятельности суперорганизации «Дальстрой» были в 7-15 раз выше мировой цены.

Себестоимость добычи золота до 1940 г. ниже, в 1941-1956 гг. — в два-три раза выше мировой цены.

Суммарный объем государственных инвестиций в трест «Дальстрой» 15,5 млрд. руб. 1950 г. (3,875 млрд.дол. по курсу 1950 г.) более чем в два раза выше стоимости конечной продукции производственного ядра Дальстроя (золото, олово, вольфрам, кобальт) — 1,5 — 1,75 млрд. дол. по курсу 1950 г.

Текущие затраты на добычу металлов в 1932-1956 гг. составляли 25,7 млрд. руб. в ценах 1950 г. (6,425 млрд.дол. по курсу 1950г.), что в четыре раза выше мировой цены конечной продукции.

В тресте «Дальстрой» добыча всех металлов, кроме золота, была экономически неэффективна. Окончательный вывод об эффективности золотодобычи и всего функционирования суперорганизации связан с проблемой официального валютного курса рубля, определяемого в те годы директивно:
с 19.07.37 г. по 28.02.50 г. 1 дол.равен 5,3 руб.;
с 01.03.50 г. по 14.11.60 г. 1 дол.равен 4 руб.

При официальном курсе, а также в широком коридоре отношения доллара к рублю до 1:10 по госкапвложениям и до 1:15 по текущим затратам деятельность Дальстроя оказывается неэффективной. В создании и функционировании суперорганизации огромную роль играли геополитические, внеэкономические цели государства.

Автор А. Н. Пилясов

Хандыга — историческая справка

Основные исторические сведения о посёлке Хандыга опубликованы не раз, в различных источниках. Очередная перепечатка появляется здесь для того, чтобы освежить память старшего поколения, дать информацию младшему поколению и, как ни странно, внести поправки. Из текста в текст, десятилетие за десятилетием, в историю Хандыги и Томпонского района вносятся небольшие неточности, которые с годами становятся вдруг непререкаемой истиной. Попробуем перечитать архивы свежим взглядом.

Очередная сетевая энциклопедия Академик — academic.ru — указывает источниками информации о Хандыге классические бумажные издания: Большая биографическая энциклопедия и Большая советская энциклопедия. Вот что сообщает об истории посёлка этот сайт.

Хандыга

Хандыга — посёлок городского типа в Якутии, в 445 км. к северо-востоку от Якутска, административный центр Томпонского района Якутии. Бывший распределительный пункт ГУЛАГ.

Расположен на автодороге Колыма («Магадан — Якутск», бывшая «Хандыгская трасса»). Регулярное водное пассажирское сообщение с Якутском. Порт на реке Алдан.

История

Возник в 1938 году как пристань. Поселок Хандыга был основан в 1939 году в связи с началом строительства автодороги от реки Алдан до Оймякона, строительство этой дороги имело большое значение.

В 1941—1943 годах — Алданский исправительно-трудовой лагерь Дальстроя. В 1951—1954 годах — управление Янстройлага, Хандыгский ИТЛ УСВИТЛа.

Необходимость этой дороги была вызвана тем, что в районе реки Колыма геологи открыли месторождение с промышленным содержанием золота. Промышленное освоение открытых месторождений золота было немыслимо без транспортного освоения этого края.

11 ноября 1931 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) по вопросу освоения северо-востока. Через два дня Совет Труда и Обороны постановил организовать трест по промышленному и дорожному строительству в районе верхней Колымы и разработки недр с добычей и обработкой всех полезных ископаемых края. Трест получил сокращенное наименование «Дальстрой». Своей деятельностью этот трест охватил территорию от Берингова моря на востоке и до реки Лены на западе. Таким образом, вся Восточная Якутия оказалась включенной в систему «Дальстрой». Правительство страны решило осваивать этот регион, богатый полезными ископаемыми, но не было дорог, были только вьючные тропы.

Первоначально планировалось строительство железной дороги, но затем решили строить автомобильную. Существовало несколько вариантов будущий дороги, но окончательный проект был подготовлен дорожно-изыскательной экспедицией, возглавляемой Карповым Михаилом Константиновичем. Он является и основателем поселка Хандыга. Когда обсуждался вопрос о строительстве автодороги, то первоначальным пикетом будущей дороги обозначалось село Крест-Хальджай, но М. К. Карпов в целях сокращения дороги решил её строить с новой точки и, таким образом выбрал берег Алдана, который находился на 80 км. выше села Крест-Хальджай.

Москва дала добро на инициативу М. К. Карпова и он решил осуществить передислокацию своей экспедиции на новое место названное Хандыгой по названию реки. Об этом М. К. Карпов писал следующие: «… переезд был решен, и в середине декабря 1939 года первая группа людей с палатками выехала из села Крест-Хальджая в Хандыгу. Пять палаток, установленных в два ряда, расположились на берегу. Сразу же приступили к заготовке леса и постройки бани.» В начале мая об изменении месторасположения экспедиции было сообщено в Москву и в Магадан. А вскоре на берегу Алдана на двух столбах появилась надпись «Пристань Хандыга — Дальстроя НКВД».

С этого события берет свое начало п. Хандыга, но настоящие строительство и развитие поселка связано с более поздним временем, а именно с 1941 годом. В декабре 1940 года М. К. Карпов выехал в Москву для утверждения проекта будущей дороги и сметы. А вскоре последовал приказ, изданный заместителем министра внутренних дел В. В. Чернышевым, о преобразовании дорожной экспедиции в управление дорожного строительства с постоянным месторасположением базы управления в Хандыге.

Одновременно приказом о преобразовании вышел приказ о назначении М. К. Карпова начальником вновь созданного Алданского управления дорожного строительства. 3 февраля 1941 года М. К. Карпов по распоряжению В. В. Чернышева выехал на станцию Большой Невер принять с консервации управление Байкало-Амурской магистрали (БАМ): 100 грузовых автомашин ЗИС-5, 56 тракторов и 150 человек лагерного состава.

В апреле 1941 года колонна автомашин двинулась на Хандыгу по Аямскому тракту и 1 мая они прибыли в Хандыгу. Осенью 1941 года в Хандыгу начали прибывать баржи с заключенными, их везли с БАМа. Этим заключенным предстояло строить Хандыгу и дорогу Хандыга — Кадыкчан. На базе Хандыгской дорожной экспедиции и в сентябре 1941 года было организовано Алданское управление дорожного строительства, которое вместе с управлением дорожного строительства Севера приступило к строительству автопроезда «Кадыкчан — Хандыга». Строительство автопроезда протяженностью 733 км завершилось в августе 1943 года в районе Верхоянского перевала.

Наряду со строительством дороги развивался поселок Хандыга, где начиная с 1941 года появились дорожное управление, автобаза, электростанция, радиостанция, почта, сберкасса, столовая, аптека, а в 1942 году — школа. По завершении строительства автодороги управление дорожного строительства и управления автобазы из Хандыги было переведено на Колыму, в Адыгалах (Магаданская область). В связи с этим основная часть населения в 1943—1944 гг. переселилась в Адыгалах и поселок Хандыга опустел. В 1948 году в Хандыгу стали прибывать геологи «Дальстроя», для проведения геологических работ, и был создан Алданский разведрайон. В 1948 году Адыгалахское управление дорожного строительства обратно перевели в Хандыгу, был создан «Янстрой» для строительства дороги до Батагая (Верхоянский район). Этим управлением в течение ряда лет (с 1949 по 1955 годы) было освоено капиталовложений на 160 млн. рублей на реконструкцию дороги «Хандыга — Томпорук» и строительства автодороги Томпорук — Эге-Хая. Управление «Янстроя» осуществляло свою деятельность в поселке Хандыга до 1955 года, а потом было ликвидировано. На базе технических и продовольственных складов «Янстроя» в Хандыге были собраны две организации — Хандыгский техснаб и продснаб п. Хандыга.

В начале 1940 годов п. Хандыга в административном отношении находился в составе Таттинского района, но в 1954 году в связи с укрупнением района вошел в состав Томпонского района и стал административным центром. В посёлке работает геологический музей.

В этом тексте я нахожу серьёзную ошибку, созданную, как мне представляется, по идеологическим причинам, в советские времена. А именно, вот это утверждение:

Необходимость этой дороги была вызвана тем, что в районе реки Колыма геологи открыли месторождение с промышленным содержанием золота. Промышленное освоение открытых месторождений золота было немыслимо без транспортного освоения этого края.

Прямых доказательств обратного у меня нет. Есть косвенные.

1. Мне не встречалось ни одного документального источника, подтверждающего разведанное месторождение «с промышленным содержанием» в районе реки Колыма, на то время. Обычных месторождений было более чем достаточно, только все они находились ближе к Магадану. Да и зачем было вывозить добытое в Якутск — непонятно. Дальше — по Лене, в океан?
2. Вести речь об одном месторождении, ради которого строилась одна из самых масштабных автодорог в мире — по меньшей мере, ошибочно. Тем более, что и школьнику известно, что в первой половине прошлого века, в Якутии, золото можно было мыть в каждом десятом ручье.
3. Повсеместно, в Якутии и на Дальнем Востоке, золото добывалось артелями старателей, открытым способом. Свидетельств о разработках рудного золота (закрытая добыча), в тридцатых-сороковых годах прошлого столетия, мне не попадалось. То количество золота, которое намывала артель за сезон, без проблем вывозилось на сдачу силами артельщиков.
4. Пристань на месте Хандыги была значительно более важна для вывоза мышьяка и сурьмы, которые добывали в одном из первых лагерей на северо-востоке Якутии. В этом лагере, рядом с цепью озёр Джук-Джак, я был в составе одной из экспедиций, организованной Иваном Игошиным. Предполагаю, что первые 300 километров трассы были крайне необходимы для разработки этого месторождения. И, кстати, документальных сведений об этом лагере нет. Между тем, полезные ископаемые, которые добывали там, применялись для создания советского оружия, данные о котором до сих пор засекречены.
5. Этот пункт главный. Предыдущие четыре имеют значение только сами по себе, без этого пятого пункта. Потому, истина ещё проще и короче: Советской Власти некуда было девать заключённых. Скорость постройки Беломорканала подневольными людьми, не требующими затрат на содержание, стала чёткой иллюстрацией того, как можно реализовать самые фантастичные проекты, с гарантией удержания власти.

В правительстве любой страны всегда хватает умных людей. Были они и среди соратников Сталина. И понимали — количество заключённых будет расти. Содержать их в центральной России, близ дорог и городов опасно. Работы для них нет. Кормить нечем. Охранять сложно.

Два приказа наркома НКВД СССР Н. Ежова о массовых репрессиях, от 30 июля 1937 года (№ 00447) и от 15 августа 1937 года (№ 00486) записывали во враги Родины половину страны — членов семей арестованных, их дальних и ближних родственников. И не только. Вот один из фрагментов за подписью Ежова:

В деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских политических партий…, а также кадры бывших активных бандитских восстаний, белых карателей, репатриантов и т.п. Часть перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в город, проникла на предприятия промышленности, транспорт, строительство

Не правда ли, перечень «врагов» впечатляет? С пятого августа 1937 года в стране началась невероятная по масштабам операция уничтожения собственного народа. И, если бы не «великие стройки Сибири и Дальнего Востока» (такой штамп часто использовался в советских газетах), миллионы арестованных пришлось бы отпускать либо расстреливать. Но… тут на карте нашлась Колыма.

Очевидно, что «Янстрой» для строительства Батагайской трассы, был создан, в 1948 году, скорее по инерции, которой обладала советская государственная машина. Всякому, даже начинающему экономисту, было видно уже тогда — содержание наспех построенной автодороги в таких природных условиях обходится дороже, чем её строительство.

Время показало и другое: даже рудное, дешёвое золото, добытое в таком затратном регионе, государству не нужно. Как и десятки других полезных ископаемых. Всё это пока есть ближе и дешевле. Возьмусь утверждать, что и 70 лет назад правительству СССР это было понятно. Но…

На балансе государства были лишние люди. Враги. Крайний Север помог руководителям СССР от них избавиться.

Томпонский вестник в сети

Не помню, кто из хандыгчан — скорее всего это был Юрий Никулин — прислал ссылку на новый сайт газеты Томпонского района. Адрес выглядит вполне запоминающимся: tompovest.ru. Ресурс, прямо скажем, не блещет техническими изысками и не впечатляет дизайном. Однако, главную свою задачу он выполняет. И теперь мы можем, время от времени (на сайте заявлено еженедельное обновление), читать нашу, хандыгскую газету, в любом уголке мира.

Поздравляем наших коллег — редакцию общественно-политической газеты Томпонского района "Томпонский вестник" — с выходом в интернет! Пишите чаще и больше!