Мечта

Слезы катились по замурзанным Сережкиным щекам, а он, размазывая  их и стараясь сдерживать рыдания, причитал:
— Вот, гады, не взяли! Мал еще, говорят! Мал… А чья идея самолет построить?! А у кого еще есть самолет?! Ну и пусть игрушечный! Зато совсем как настоящий. Куда бы они без него?! Как бы без образца строили?! А я ведь не зажал… Не побоялся, что родители заругают… Пожертвовал на общее дело. Читать далее «Мечта»

Встреча 2009

Совсем недавно, кажется, мы говорили о возможном проведении первой встречи хандыгчан и это казалось несбыточным событием. Однако, долго ли коротко, а дело делается. Причём, словно само собой. И вот, мы уже объявляем официально о старте подготовки третьей встречи жителей посёлка Хандыга и Томпонского района — бывших и нынешних. Акция пройдёт в Питере, где уже начала активную деятельность инициативная группа из десятка наших земляков. Предварительная информация такова:
Читать далее «Встреча 2009»

Як-12: история самоделки

В Батагае работал пилотом один мужичок. Появилась у него когда-то, уж не знаю как, мечта — сделать себе небольшой самолет. Но с самоделками в России всегда сложностей хватало. Да и не только технический или творческий аспекты его больше волновали-интересовали, а сам факт обладания воздушным транспортным средством. Потому как, помимо удовольствия от самого самолета есть и практический смысл. Как-то охота-рыбалка. Ну и еще, наверное что-то… Вот поприкидывал он варианты и решил, что лучше Як-12 ему ничего не придумать. Задумка давно была, с “летного детства”. Ну вот и начал он разведывать: где что валяется из побитого, да кто когда чего со складов “унес”, когда Як-12 по всему Аэрофлоту списали одним приказом.

К вопросу » А с чего вдруг?». Началось это исследование с обсуждения значения слова, названия села Сайдыы. Я привел такой, вроде бы, малозначимый факт:
«Кстати в Магане арестованный самолет стоял, Як-12, практически самоделка из Батагая… Так у него на борту написано было “САЙДЫЫ”…»
Александр отреагировал:
«Сергей привет! Что значит арестованный и самоделка???»
Теперь по сути вопроса.

В «городе-герое» Батагае, если мне не изменяет память, работал пилотом один мужичок. Фамилию не помню, к сожалению. Да и мало его знал, разговаривали пару раз в Магане… Как раз во время, когда он был вроде как арестован… Так вот, появилась у него когда-то уж не знаю как, мечта — “сделать” себе небольшой самолет. Но с самоделками в России всегда сложностей хватало… Да и не только технический или творческий аспекты его больше волновали-интересовали, как я понимаю, а сам факт обладания воздушным транспортным средством. Потому как, помимо удовольствия от самого самолета есть и практический смысл. Как-то охота-рыбалка. Ну и еще, наверное что-то… Вот поприкидывал он варианты и решил, что лучше Як-12 ему, пожалуй ничего не придумать. Задумка-то давно была, с “летного детства”, вроде. Ну вот и начал он разведывать где что валяется из побитого, да кто-когда чего со складов “унес”, когда Як-12 по всему Аэрофлоту списали одним приказом…

ЯК-12. Фотография РИА "Новости"

Я-то этот самолет в Аэрофлоте уже не застал. В 71-ом году их, как мне говорили, в Магане бульдозером переехали по хвостам, а все железо со складов, что для Як-12 было приготовлено, в металлолом отправить.Включая и новенькие, в масле и бумаге двигатели М-5 (вроде бы). И такое по всему Союзу, говорят, творилось. Мне это мой первый командир Кабанов Сергей Михайлович, рассказывал. Он на Яке в Молдавии летал и в Якутии… В том же Хандыге, кстати, до того как на Ан-2, а потом на Як-40 ушел… (Позже вернулся на Ан-2, что бы перейти на Ми-8, на котором в Нерюгри в 2001 году и погиб. Земля ему пухом. Пилот был — от бога!)

Ну так вот. Ясно же, что у народа сердце кровью при виде этой бесхозяйственности обливалось… Ну и кто что мог, припрятал для себя.. Ну, типа на аэросани и т.д. Вот и понаходил тот парень батагайский энное количество деталей всяких… Понасобирал битые, что в изобилии по лесам, тундре да горам разбросаны были…

Ну вот. Наверное, уже понятно, почему “самоделка”. Что, где нашел, причем не только от Яка, из того с группой единомышленников и собрал самолет Як-12. Даже приезжали к нему по вызову ребята с института какого-то, которые имели право провести дефектоскопию… Парень рассказывал, что они ему все трубы и болты проверили… И никакие штучки типа “пойдем, посидим, примем по 5 капель” не проходили. Обошелся этот ему аппарат в полтинник, когда Волга что-то в районе 15 (по его словам)стоила. Ну и началась эксплуатация.

Местные пилоты его партизаном звали… Официально он летать на нем мог только в специально отведенной зоне… А зоны такой не отвели еще… Вот молчком, пользуясь попустительством и добрым к нему расположением и подлетывал… Мне один вертолетчик рассказал, что встретил его как-то на одном тамошнем озере… Смотрю, говорит, из-за сопочки вываливается.. Кружок, как положено, сделал и на посадку… А интересно же смотреть на то, чего давно уже нету… :-)

Вот так он свой самолет и эксплуатировал, пока наша доблестная и бдительная воздушная инспекция его не отловила. И не дала указание прибыть в Маган. Долго с ним чего-то решали… Потом президент Николаев к нему какой-то интерес проявил… Наверное с той же целью, рыбалки и охоты… Вот тогда и появилась надпись САЙДЫЫ на борту. Не меньше месяца он в Магане на стоянке стоял.

Аж жалко его было. А чем все закончилось, не знаю. Закончилась моя командировка и я улетел. Как там он вывернулся, да и вывернулся ли, дай ему бог, снимаю перед ним шляпу… Пробовал ребят расспрашивать, но как-то все тихо прошло… Так больше ничего и не узнал…

Знаю только, что еще один любитель был в Сангарах.. Тот Р-5 строил… Чем закончилось не в курсе.

Так вот, Александр, про самолет далее. Кое-что удалось у людей узнать… Спасибо ребятам с Батагайского форума!
Главный герой в этом деле, оказывается,  был вовсе не пилот.  Шевченко Николай, по образованию инженер АТБ. До Батагая он работал в Верхоянске. Еще там работая собрал самолет маленький «Сова».  Крылья у него были сделаны из элеронов самолета Ан-2. Правда, для увеличения площади за счет увеличения хорды крыла, были добавлены деревянные нервюры.. Двигатель от снегохода «Буран». Из авионики в кабине самый минимум, самое необходимое. Из самых дороги частей — радиостанция.

Перебравшись в Батагай, Читать далее «Як-12: история самоделки»

Обновление сайта

Уважаемые хандыгчане! После нескольких месяцев отсутствия, техническая поддержка мобилизовала все свои силы и провела редизайн нашего сайта. Теперь он выглядит совсем иначе, если вы заметили. Однако, изменения коснулись не только внешнего вида. Появились несколько удобных инструментов, делающих пребывание пользователей здесь более интересным. Строго говоря, смена внешнего вида была продиктована тем, что прежний шаблон непоправимо устарел и привести его к современному уровню уже не представлялось возможным. Особенно это было видно по работе с комментариями, в которых даже администраторы уже разобраться не могли. Теперь всё иначе.

Во первых, вернулась возможность использования древовидных отзывов. То есть, можно отвечать конкретному человеку. И не один раз. Уровень вложенности — пять комментариев.

Во вторых, большое количество отзывов автоматически разбивается на страницы, на каждой по десять реплик. Экономия трафика и в целом удобно, чтобы не открывать всякий раз то, что уже прочитано.

В третьих, комментаторы могут использовать аватары — небольшие графические файлы, которые перед использованием следует загрузить на сайт gravatar. Регистрация на сайте занимает одну минуту, нужно указать любой логин и адрес электронной почты. Затем, на этот же сайт, следует загрузить желаемый файл с изображением и отредактировать (обрезать) его по своему усмотрению. Далее, на этом сайте, в комментариях вы указываете тот самый е-мейл и рядом с вашим комментарием будет отображаться загруженный графический файл — аватар.

Это ещё не все новые возможности, а лишь те, с которыми мы сами успели разобраться. По мере обнаружения следующих открытий, о них будет немедленно доложено сообществу. Все остальные привычные детали, как например — трансляция форума, ссылки, статистика и прочее — мы постепенно восстановим и прикрутим на свои места. А пока обкатываем то, что уже работает и пишем свои замечания.

Юбилей Егора Кычкина

Восьмидесятилетие Е. Д. Кычкина, почетного гражданина Томпонского района и Республики Саха (Якутия), первого секретаря РК КПСС в 1965-1980 гг., район отметил торжественно.

4 марта в посёлке Хандыга была проведена научно-практическаая конференция, на которой о выдающейся роли Егора Дмитриевича в истории Томпонского района и республики высказались ветераны, лично знавшие его, работавшие под его руководством, Иванов И. С., Тарабукин Р. Р., Прокопьева Н. О., Дарбасов П. Р., Гердун Л. А., а также глава МО «поселок Хандыга» Опрядченко А. В., заместитель главы муниципального района «Томпонский район» Неустроев М. А., ученики Хандыгской средней школы и гимназии. Вел конференцию первый заместитель главы муниципального района Герасимов Г. Е.
Читать далее «Юбилей Егора Кычкина»